Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Обзор исследований и разработок
- 3.1 Мировой уровень
- 3.2 Национальный уровень
- 3.3 Локальный уровень
- 4. Построение рабочих учебных планов
- 5. Описание существующего метода распределения нагрузки
- 6. Описание альтернативных методов распределения нагрузки
- 6.1 Описание первого метода распределения нагрузки
- 6.2 Описание второго метода распределения нагрузки
- 6.3 Метод распределения нагрузки с учетом кредитного коэффициента
- Вывод
- Список источников
Введение
В последние годы процесс автоматизации коснулся не только производственной, технической и технологической сферы деятельности человечества, но и информационного пространства; в частности библиотек, музеев, информационных центров. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, поскольку именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней.
Главный ресурс любого вуза – научно-педагогические работники. Они непосредственно обеспечивают осуществление учебно-воспитательного процесса, выполняют основную, наиболее трудоемкую работу. Уровень подготовки специалистов, репутация и конкурентоспособность вузов в свою очередь зависят от состава, состояния и численности научно-педагогических работников, эффективности их работы [1].
1. Актуальность темы
В наше время существует множество практических и теоретических вопросов, связанных с темой распределения нагрузки. Первый вопрос – определение правильной численности научно-педагогических работников. Недостаточная численность приводит к дополнительной нагрузке на преподавателя, что затрудняет выполнение основной работы и снижает качество подготовки специалистов, а избыточная численность преподавателей обусловливает дополнительные расходы вузов, в условиях ограниченного финансирования государственного бюджета приводит к сокращению расходов по другим статьям. Исходя из этого можно утверждать, что управление численностью научно-преподавательского состава является одной из важных проблем любого вуза [1].
Кроме того, организация работы современного вуза требует постоянного оформления большого количества документов, что в свою очередь, приводит к значительным затратам времени на рассмотрение однотипной информации и выполнения рутинных процессов.
Таким образом, внедрение альтернативных методов расчета штатного расписания позволит практически полностью освободиться от рутинных процедур, связанных с распределением нагрузки по кафедрам. Это, в свою очередь, существенно повышает эффективность деятельности учебно-методического отдела вуза улучшая временные и качественные показатели работы сотрудников отдела. Также, не исключено создание другими разработчиками новых версий данной программы.
2. Цель и задачи исследования
Цель исследования – провести анализ методов распределения штатного расписания между кафедрами университета.
Основные задачи исследования:
- Анализ построения рабочих учебных планов;
- Выявление недостатков текущей системы распределения;
- Исследование альтернативных методов распределения нагрузки;
- Анализ преимуществ и недостатков альтернативных методов.
3. Обзор существующих методов и разработок по теме
3.1 Мировой уровень
В настоящее время Северо-Казахстанским Государственным Университетом имени Манаша Козыбаева ведутся работы по созданию моделей и алгоритмов формализации задачи распределения учебной нагрузки. А также создание автоматизированной системы, позволяющей получать решения задачи в виде конечного множества оптимальных, с точки зрения различных критериев и вариантов ее решения [2].
На всероссийской научно-практической конференции "информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом" был предложен механизм распределения штатов кафедры университета на примере Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики [3].
3.2 Национальный уровень
Ученым Национального университета кораблестроения Ломоносовым А.В. был предложен подход к моделированию системы основных трудовых показателей высших учебных заведений ІІІ-ІV уровней аккредитации, в который включены: численность штатных должностей работников, трудоемкость учебной работы, среднегодовой объем учебной нагрузки, фонд оплаты труда, трудоемкость учебной работы и заработная плата преподавателей [4].
3.3 Локальный уровень
Василенко Антон Юрьевич в своей выпускной работе на тему «Разработка веб-сервиса мониторинга успеваемости студентов» рассматривает автоматизацию процесса управления учебным процессом ВУЗа [5].
4. Построение рабочих учебных планов
Рабочий учебный план (РУП) – это основной нормативный документ направления (специальности) на очередной учебный год. РУП составляется на основе учебного плана по курсам и включает в себя график учебного процесса, план учебного процесса по семестрам, который определяет перечень, объем и последовательность изучаемых дисциплин, формы проведения учебных занятий и их объемы, формы проведения текущего и итогового контроля, государственной аттестации, виды заданий для самостоятельной работы студентов (рис. 1).
Учебный план должен базироваться на приблизительном учебном плане, разработанном учебно-методическим отделом. Дисциплины специализаций не должны превышать объем, регламентированный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, а наименование специализаций и их шифр – утверждены учебно-методическим отделом. Учебный план должен содержать общую трудоемкость каждой дисциплины, объем (в часах) аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов [6].
При составлении рабочего учебного плана вуза, исходя из учета специфики реализуемых профессиональных образовательных программ направления подготовки дипломированных специалистов, может изменяться длительность заложенных в образцовый учебный план экзаменационных сессий, практик, итоговой государственной аттестации и каникул, исходя из учета требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [7].
Учебный план – это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает и принимает планы по основным образовательным программам. Он составляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления или специальности образования, визируется деканом факультета, первым проректором академии по учебной работе, утверждается решением Ученого Совета вуза. Этим подчеркивается определяющая роль учебного плана для процесса подготовки студентов.
Задача учебного плана – определить структуру знаний ученика, связать последовательность дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения.
Структура учебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров. Законом регламентируется минимально допустимое время обучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.
По каждой дисциплине учебного плана указывают: суммарное количество часов по видам занятий (самостоятельная работа по усвоению, консультации), вид контроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсовая работа) [8].
5. Описание существующего метода распределения нагрузки
Существующая система распределения штатов профессорско-преподавательского состава базируется на расчете учебной нагрузки кафедр и расчета средней нагрузки одного преподавателя университета и не учитывает того, что штаты учебному заведению планируются Министерством образования и науки и зависят, в первую очередь, от общего контингента студентов, а не от объема учебной нагрузки.
Использование системы в современных условиях, когда университеты самостоятельно формируют вариативные части образовательно-профессиональных программ (ОПП) и учебных планов по направлениям подготовки, выявило ряд существенных субъективных недостатков в планировании и организации учебного процесса:
- во многих случаях в ОПП и учебные планы необоснованно вводится большое количество мало кредитных (1-2 кредита) дисциплин или 3-4 кредитная дисциплина планируется на 2-3 семестра, что приводит к искусственному росту учебной нагрузки, появлению большого количества (до 12 - 15) дисциплин в учебном семестре, а также затрудняет обеспечение логической согласованности преподавания дисциплин;
- без объективной необходимости в учебные планы и рабочие программы дисциплин закладываются курсовые проекты и работы, не обеспеченые соответствующим объемом кредитов;
- наблюдается искусственное разделение потоков студентов;
- кафедры не заинтересованы в перераспределении общего объема дисциплин в пользу часов самостоятельной работы студентов.
Организация работы современного вуза требует постоянного оформления большого количества документов, что в свою очередь, приводит к значительным затратам времени на рассмотрение однотипной информации и выполнения рутинных процессов.
Учебная нагрузка кафедры на учебный год определяется закрепленными за ней учебными дисциплинами, практиками, видами испытаний итоговой государственной аттестации и другими видами учебной работы согласно рабочим учебным планам специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования [9].
6. Описание альтернативных методов распределения нагрузки
6.1 Описание первого метода распределения нагрузки
Целью предложенного метода является рассмотрение процесса автоматизации распределения нагрузки по кафедрам университета путем формализации подходов к созданию и использованию программируемых средств автоматизации.
В основу метода распределения штатов возложена следующие показатели:
- штат ППС (объем финансирования оплаты труда);
- контингент студентов по направлениям и специальностям подготовки;
- учебные планы, объем учебных дисциплин, учебные, преддипломные и производственные практики, государственные экзамены.
Распределение штата ПВС университета (Ш) осуществляется в четыре этапа.
1 этап. Штат университета делится на части для обеспечения учебного процесса (Шу) и проведения вступительных экзаменов, руководство аспирантами, докторантами, стажерами (Шa) (рис. 2).
Шy определяется согласно документу "Нормы времени для расчета и учета учебной работы преподавателей вузов» (приказ Министерства образования Украины № 450) и распределяется по кафедрам централизованно.
2 этап. Распределение штата (Шy) между направлениями подготовки.
Штат i-го направления подготовки (Шy) оформляется пропорционально суммарного приведенного контингента Nci студентов данного направления (рис. 3).
где Nді, Nзі - соответственно контингенты студентов дневной и заочной форм обучения по каждому направлению.
3 этап. Распределение штата Ш_yі между дисциплинами и видами занятий по учебным планам конкретных направлений.
Часть преподавателей, ведущих обучение по конкретному направлению, обеспечивают подготовку по j-й дисциплины (или вида занятий) в k-том семестре, определяется соотношением (рис. 4).
где bjk – весовой коэффициент j-й дисциплины (или вида занятий).
4 этап. Распределение штатов ППС между кафедрами университета.
Штат ППС кафедры для обеспечения учебного процесса Шкаф формируется как сумма частей Шjk, дисциплин и видов занятий, которые закреплены за кафедрой на всех направлениях подготовки (рис. 5).
К штату Шкаф прилагаются также соответствующие части Шy и Ша университета (1 этап) [1].
После рассмотрения данного метода распределения штата ППС, можно сделать выводы, что внедрение этого метода распределения нагрузки позволит избавиться от факторов, стимулирующих появление выявленных недостатков.
Все это позволит обеспечить достоверность и оперативность при планировании штатного расписания университета.
6.2 Описание второго метода распределения нагрузки
Метод основан на количестве часов рассчитанных для каждой дисциплины в учебном плане. По данным нормативов для каждого направления существует норма числа студентов на одного преподавателя. Также для каждого потока студентов в каждом семестре существует норма часов преподавания. В совмещении с известным количеством часов для каждой дисциплины, это позволяет разработать метод распределения нагрузки.
Распределение нагрузки проходит в 3 этапа:
1 этап. Для каждого потока студентов рассчитывается количество преподавателей (K) на основе нормативов количества студентов (Sn) на одного преподавателя для каждого направления (рис. 6).
где Sf фактическое количество студентов на потоке.
2 этап. Для каждой дисциплины на потоке определяется коефициент количества часов от общего количества часов данной дисциплины на потоке в каждом семестре. Этот коефициент умножается на рассчитанную ранее общее количество преподавателей (K) для расчета количества преподавателей необходимых на преподавание данной дисциплины (C) (рис. 7).
где Tf фактическое количество часов каждой дисциплины.
3 этап. Штат каждой кафедры рассчитывается как сумма количества преподавателей необходимых на преподавание каждой дисциплины закрепленной за кафедрой на каждом потоке в каждом семестре (рис. 8).
Внедрение этого метода позволит существенно снизить затраты на расчет нагрузки, позволит обеспечивать более быструю и качественную работу учебной части [10].
6.3 Метод распределения нагрузки с учетом кредитного коэффициента
Метод базируется на основе зависимости нагрузки студентов в семестре от графика учебного процесса, а также на основании Постановления № 1134, которое содержит информацию о нормативах количества студентов на одного преподавателя. Так как штат преподавателей зависит от количества студентов по всем формам обучения и направлений подготовки становится возможно вывести схему расчета нагрузки профессорско-педагогического состава:
- Для каждого потока студентов по всем специальностям, которые подготавливаются в университете, считается численное количество студентов в группе;
- Для сформированных списков студентов в группах и на основании Постановления № 1134, рассчитываются нормы студентов на одного преподавателя. Этот норматив снижается при подготовке специалистов и магистров соответственно на 10% и 50%.
- Далее выполняется расчет необходимого количества преподавателей на подготовку всех групп студентов, обучающихся в университете.
- Рассчитывается требуемый коэффициент нагрузки на 1 кредит при обучении студентов различных специальностей.
Из этого видно, что этот метод позволяет регулировать неконтролируемое и неоправданных стремление увеличить размер учебной нагрузки преподавателям. То есть чем больше искусственно «раздувается» нагрузки, тем меньше становится коэффициент, а следовательно уменьшается вес учебного часа. В результате преподаватель на ставку должен работать больше [10].
Вывод
Были исследованы существующие методы распределения штатного расписания между кафедрами университета.
Исходя из решения недостатков были предложены методы распределения нагрузки, которые базируются в первую очередь на общем контингенте студентов, а не на объеме учебной нагрузки. После анализа этих методов были выявлены следующие преимущества:
- методы стимулируют преподавание много кредитных дисциплин в одном семестре, поскольку это, не влияя на величину штата ППС, приводит к уменьшению учебной нагрузки;
- алгоритмы распределения, на которых базируется расчет, мало зависят от соотношения часов аудиторной и самостоятельной работы студента;
- становится невыгодным искусственное формирование мелких потоков, а также формирование неполных академических групп [9].
В результате анализа можно сделать вывод, что после внедрения методов по расчету штатного расписания, учебная часть будет иметь большую эффективность работы путем уменьшения затрат времени на выполнение рутинных операций расчета штатного расписания.
Список источников
- Ломоносов О.В. Методические положения управления численностью научно-педагогических сотрудников высших учебных заведений / О.В. Ломоносов // Научно-методический журнал. – Вып. 7. Экономические науки. – Николаев: изд-во им. Петра Могилы, 2010. – 56-60 с.
- Васильева Т. Оптимальное распределение нагрузки на преподавателя [Электронный ресурс] / Т. Васильева. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/30_NIEK_2011...
- Васильев В. Механизм распределения штатов между кафедрами университета [Электронный ресурс] / В. Васильев. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf...
- Ломоносов О.В. Зависимость между основными трудовыми показателями высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации / О.В. Ломоносов // Научно-методический журнал. – Вып. 86. Экономические науки. – Николаев: Изд-во им. Петра Могилы, 2008. – 117-124 с.
- Василенко А.Ю. Разработка веб-сервиса мониторинга успеваемости студентов [Электронный ресурс] / А.Ю. Василенко. – Режим доступа: http://www.masters.donntu.ru/2009...
- Структура учебных рабочих планов [Электронный ресурс] / Московский автомобильно-дорожный технический университет. – Режим доступа: http://www.madi.ru/study...
- Андреев В.В. Рейтинговая система учета успешности студентов/ В.В. Андреев, Н.В. Герова, М.И. Ведерникова и др. – М.: Бином, 2009. – 89 с.
- Сластенин В. Педагогика теории формирования содержания образования [Электронный ресурс] / В. Сластенин. – Режим доступа: http://www.university.kherson.ua/Information...
- Концепция распределения штатов профессорско-преподавательского состава // Научно-методический журнал. – Л.: Национальный университет «Львовская политехника». – 124-127 с.
- Евдокимов А.В. Система распределения учебной нагрузки университета / А.В. Евдокимов // Современная информационная Украина: информатика, экономика, философия: материалы докладов конференции, 26 апреля 2012 года, Донецк, 2012. – 316 с.
Важное замечание
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.