ДонНТУ   Портал магистров

Живопись в моей жизни

Рисовать я любила еще с детства. До школы это было и вовсе мое самое любимое занятие. С началом школы времени становилось все меньше, и рисовала я лишь от случая к случаю. Все изменилось, когда на четвертом курсе я купила себе свой первый набор масляных красок. Теперь я уже больше не представляю свою жизнь без красок и кисти.

Утренний туман на море, масло

Поскольку я никогда не занималась в художественной школе, первые шаги дались непросто: помимо всего прочего, пришлось изучить теоретические основы рисунка, что я продолжаю делать и до сегодняшнего дня. На первых порах я рисовала по мастер‑классам различных художников, которые сейчас не составит труда разыскать в Интернет. Теперь обхожусь без них.

Райский берег, масло

Любимым жанром в живописи для меня является марина. Меня всегда завораживали прекрасные морские пейзажи И. К. Айвазовского. Особенно мне нравятся его ночные морские пейзажи и сцены морских баталий. Это Буря на море ночью, Спасающиеся от кораблекрушения, Неаполитанский маяк, Башня. Кораблекрушение, Морской вид, и, конечно же, самая знаменитая картина мастера — Девятый вал. Тогда такая великолепная техника исполнения картин, позволяющая передать красоту и подвижность морской стихии, казалось мне волшебной, а я мечтала научиться рисовать так же. Может быть, именно поэтому сейчас я всякий раз возвращаюсь к морскому пейзажу, а неукротимая водная стихия для меня является неисчерпаемым источником вдохновения.

Шторм на закате, масло Буря на море, масло

Масляная живопись

Моим самым любимым инструментом всегда были и есть масляные краски. В своей работе я чаще всего использую масляные краски фирмы Мастер‑Класс и Ладога от российского ЗКХ Невская палитра. Эти краски отличаются хорошей светостойкостью и укрывистостью и вполне меня устраивают. В начале моя палитра состояла из совсем небольшого количества красок, но постепенно я приобретала все новые и новые цвета и оттенки, отличающиеся друг от друга по тепло‑холодности, степени прозрачности и другим характеристикам. Холсты я использую небольшие, как правило 30 × 40 или 40 × 50 см. Предпочитаю использовать хлопковые холсты на подрамнике. Мелкозернистые холсты предпочитаю крупнозернистым, хотя, конечно, выбор холста должен зависеть от живописных задач, поставленных художнику.

Зимний пейзаж, масло

Масляная краска по своей структуре является пастозной, поэтому, как правило, ее необходимо разбавлять. Чаще всего для этих целей используются различные масла, специальный лак для масляной живописи, разбавитель типа уайт спирит, или смесь всех этих элементов, так называемый тройник. Я все чаще склоняюсь к использованию именно тройника, поскольку он позволяет добиться необходимой вязкости краски и, кроме того, позволяет контролировать скорость высыхания краски. Лак в этой смеси действует как сиккатив (ускоряет высыхание), а также добавляет краске блеск. Иногда зимой я пользуюсь только льняным маслом в качестве разбавителя масляной краски. Масло использую специально подготовленное и очищенное, хотя, по большому счету, в работе маслом подойдет и обычное рафинированное подсолнечное масло. Только оно должно быть хорошо очищено, чтобы не замутнять краску.

Солнечный осенний лес, масло

В масляной живописи применяются, как правило, кисти из щетины или кисти с синтетическим ворсом под щетину. Ими выполняется основная часть работы над картиной. В качестве вспомогательных могут использовать колонковые кисти, как правило тонкие, для прорисовки мелких деталей.Особое место занимают так называемые флейцевые кисти, которые используются для создания мягких переходов от одного цвета к другому. В последнее время все большую популярность приобретает живопись с использованием мастихина. Некоторые художники используют этот инструмент для прорисовки отдельных деталей картины, другие выполняют им всю работу от начала до конца. Чаще всего я использую мастихин для написания морской пены, элементов листвы. Мастихин также удобно использовать для написания тонких прямых линий, например, рей парусов при рисовании кораблей, ставя мастихин на ребро.

При работе масяными красками картину принято писать, начиная с дальнего плана, постепенно переходя к переднему. При этом можно не заботиться о том, чтобы оставить пустое место на холсте для расположенных на переднем плане объектов, поскольку последующие слои масляной краски легко перекрывают предыдущие. Напротив, лучше сразу прокрыть всю картину одним базовым цветом, поскольку так легче выдержать всю работу в нужной тональности. Нужный цвет состаляется на палитре и используется в готовом виде, в один слой. Такая техника работы называется a la prima — в один присест.

Весенний лес, масло

Готовые масляные работы сохнут от одного дня до нескольких недель. Скорость высыхания зависит от количества добавленного при разбавлении масла, температуры воздуха, толщины нанесенного красочного слоя. Спустя несколько месяцев после высыхания работу можно покрывать лаком. Мне нравится использовать даммарный лак без блеска. Покрывается работы в несколько слоев широкой кистью или обычной губкой. Главное делать это быстро, поскольку лак, особенно в тонком слое, сохнет достаточно быстро.




Акварельная живопись

В последнее время я начала осваивать технику акварельной живописи. Для работы акварельными красками потребуются сами краски, несколько мягких колонковых кистей, специальная плотная акварельная бумага и вода. Акварельная краска, в отличие от масляной, является очень прозрачной. Поэтому ею часто работают в технике лессировки — краску наносят тонким слоем, один цвет поверх другого. Каждый новый слой и цвет меняет цвет предыдущего. Как правило, такую работу ведут по сухому, не смачивая предварительно бумагу.

Букет сирени, акварель

Другая техника масляной живописи — рисование по мокрому. Бумагу предварительно смачивают водой, а затем наносят красочный слой, позволяя краскам растекаться и смешиваться между собой. В акварели при работе по мокрому широко применяют декоративные техники. Например, невысохшую работу можно посыпать крупной каменной солью, которая вберет в себя излишки воды, создавая интересные разводы краски. Для создания декоративных эффектов часто используют и спирт, разбрызгивая его по сырой работе. Спирт отталкивает от себя краску, создавая более светлые области с плавным размытием.

Мне нравится работать в классической многослойной акварельной технике по сухой бумаге. Работая таким образом можно не только получить прекрасную картину, но и значительно потренировать себя в классическом рисунке, поскольку акварель требует точного письма как в отношении форм объектов, так и цвето‑тоновых отношений.

Какой инструмент использовать — это дело вкуса, но моя любовь навечно отдана масляным краскам.

Похожие темы

  1. Куринная М. О. Живопись

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2014 г.

  2. Костецкая Г. Ю. Масляная живопись

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2010 г.

  3. Личканенко И. С. Живопись и графика в моей жизни

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2013 г.

  4. Никуленко Е. Д. Творчество в моей жизни

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2011 г.

  5. Быкадорова О. Н. Мое хобби — рисование

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2010 г.