Нарушение экологической маркировки: гринвошинг

Поиск по индивидуальным разделам магистров предыдущих лет

Проанализировав индивидуальные работы магистрантов предыдущих лет, выявлено что наполняемость предложенного раздела является уникальным. В проведенном исследовании не найдено материала: ни одного источника, ни одной статьи, совпадающего с темой данного индивидуального раздела. На портале магистрантов опубликована статья схожего характера Куриловой Марии Сергеевны, 2017 года выпуска, Экологическая маркировка в мире в которой рассматриваются всемирные экологические маркировки. Данная публикация может быть полезна для ознакомления с тематикой экологической маркировки [1].

Предложено добавить к указанной работе российский знак экологической маркировки – Листок жизни. Листок жизни (Vitality Leaf) – первая и единственная российская Система добровольной экологической сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу (эко-маркировка I типа), признанная международным экспертным сообществом.

Введение

Ежедневно увеличивается количество людей, желающих приобщиться к здоровому образу жизни. Это можно объяснить наличием проблем со здоровьем, неутешительным состоянием окружающей среды, модными тенденциями социальных сетей и прочими факторами. Но некоторые производители товаров и услуг сразу же увидели в этом свой коммерческий интерес и не задумываясь о последствиях начали интенсивно вести неправдивую экологическую политику в области маркетинга и маркировки товаров и услуг.

Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14020-2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы понятия экологическая этикетка, экологическая декларация означают заявление, информирующее об экологических аспектах продукции или услуг. Целью данных этикеток и деклараций является осведомление потребителя правдивой, документально обоснованной, точной и надежной информацией об экологических аспектах продукции или услуг, которые оказывают наименьшее негативное влияние на окружающую среду.

Экологические этикетки и декларации являются главным инструментом гринвошинга.

Гринвошинг или зеленый камуфляж – вид экологического маркетинга, суть которого заключается в позиционировании товара или услуги как экологически чистых, когда на самом деле таковыми не являются. Информированный потребитель понимает, что гринвошинг – это намеренное введение потребителя в заблуждение касательно продукции и этапов ее производства с целью получения коммерческой выгоды без заботы об окружающей среде, о жизни и здоровье потребителя.

По результатам проведенных исследований, 74% потребителей заинтересованы в наличии экологической маркировки на товаре [4].

Мировой опыт

Хронология появления термина зеленый камуфляж [7]

1960-е – Популяризация экологического движения. На гребне экологического бума многие компании разрекламировали себя сторонниками природы.

1970-е – Компании пошли на сознательную фальсификацию экологической маркировки – гринвошинг. В качестве примера можно привести коммунальную службу США, потратившую 300 миллионов долларов на рекламную кампанию своей псевдоэкологической деятельности, в то время как на реальные исследования методов уменьшения загрязнения окружающей среды было потрачено всего 37,5 млн долларов.

1980-е – Нефтяная компания Chevron запускает рекламный ролик “People do”. Спустя два года социологические опросы показали, что жители Калифорнии больше склонны доверять Chevron как компании с зелёным имиджем, чем другим нефтяным компаниям.

1989 г. – Ребрендинг одной из крупнейших нефтяных компаний – British Petroleum. Представление нового логотипа компании, являющего собой солнце с зелеными и желтыми лучами. Последующая деятельность велась под эгидой здравоохранения, безопасности и заботы об окружающей среде.


Измененный логотип British Petroleum

Рис.1 – Измененный в 1989 году логотип British Petroleum


1990-е – В одном из журналов Американского химического совета было опубликовано исследование, согласно которому 58% экологических манифестов содержат как минимум одно неправдивое утверждение.

1998 г. – Федеральная торговая комиссия США [6] разработала руководящие зелёные принципы, в которых приведены определения терминов экологического маркетинга.

1999 г. – Внесение понятия “greenwashing” в Оксфордский словарь английского языка.

2002 г. – На Саммите Земли в Йоханнесбурге состоялось вручение Оскара за зелёный камуфляж. Среди получивших награду – British Petroleum, ExxonMobil и правительство США.

C 2007 г. (постсоветское пространство) – интенсивное применение зеленого камуфляжа [7].

Мировые примеры гринвошинга

1) Ежегодно, в конце марта, Всемирный фонд дикой природы проводит мировую акцию – Час Земли. 24 марта 2018 года празднуется десятилетие данного события. Суть данной акции заключается в отключении электроэнергии на один час, но экологическая ценность Часа Земли не значительна. Подобная акция вызывает у ее участников ложное чувство выполненного долга, так как усилия и затраты на изменение образа жизни крайне низки. Также данная акция не прививает желания заботиться об окружающей среде должным образом. Более того, Час Земли может привести к авариям на электрических подстанциях: одновременное включение и выключение электрических приборов может вызвать срабатывание защиты на подстанциях, что приведет к каскадному отключению электроэнергии посредством появления пиковой нагрузки на подстанции [8].

2) «Эко–дихлофос» [9]. В чем заключается смысл приставки эко – не понятно, возможно, в запахе лаванды, дарящем комфорт при использовании.

3) Знак Без ГМО – самый распространенный признак зеленого камуфляжа. На территории постсоветского пространства распространено отрицательное мнение касательно данной маркировочной подписи, ведь по сей день не существует точных доказательств ухудшения здоровья человека при употреблении продукции с ГМО. Знак Без ГМО на упаковке продукции вызывает у отечественных потребителей расположение, такому продукту выражают вотум доверия, нежели товару без него. Но далеко не вся продукция пищевой промышленности подвержена модификациям.

Примеры зеленого камуфляжа в ДНР

1) Линия уходовой косметики “Hirudo Derm” компании, раннее носившей название Биокон.

Гель для умывания

Рис.2 – Гель для умывания “Hirudo derm”

Логотип Швейцарского института качества, а также подпись под логотипом Сертификат качества, Швейцария 2010 бросаются в глаза своей яркостью. Но проведя не хитрый поиск в Интернет, я сразу же нахожу статью [10], из которой следует вывод: это имиджевый сертификат, выдающийся всем участникам деловой встречи. То есть, ни продукт, ни система производства в целом, не проходят никакие испытания для подтверждения соответствия качества.

2) Биокон или не Биокон? Вот в чем вопрос. Результатом последнего ребрендинга компании стало устранение названия компании Биокон с упаковок продуктов. Но упаковки продукции остались прежними. И видя, казалось бы, незначительную смену в упаковке, потребители тянутся за столь знакомым товаром, недоумевая – это новый товар, видел ли я его раннее?

Крем ночной <q>Натуральный уход, восстановление + омоложение</q>

Рис.3 – Крем ночной Натуральный уход, восстановление + омоложение

Бальзам от трещин и простуды на губах

Рис.4 – Бальзам от трещин и простуды на губах

Просмотрев состав крема и гигиенической помады, а также изучив запрещенные для использования в косметических средствах компоненты, можно сказать, что самодекларированные эмблемы БИО компоненты и Натуральные ЭКО компоненты не являются гарантией экологичности продукции. Еще одним примером зеленого камуфляжа данной компании может служить гель для умывания, содержащий лауретсульфат натрия и многие другие зловредные вещества, но гордо носящий псевдоэкологическую маркировку ФИТО актив и ЭКО компоненты.

Гель для умывания натуральный уход фреш-гель

Рис.5 – Гель для умывания Натуральный уход фреш-гель для умывания освежающий

Для опровержения или подтверждения выше изложенного материала, затруднительно связаться с производителем данной продукции, так как на упаковке не указаны контактные телефоны и электронный адрес почты.

3) Лучшее… ВСЕМ! На данной упаковке туалетной бумаги располагаются две самодекларируемые экологические маркировки: “Natural” и ЭКО. Также, на боковой стороне данного продукта расположена подпись: Интегрированная система менеджмента сертифицирована в соответствии с ISO 9001:2008, 14001:2004, OHSAS 18001:2007. Желая узнать законность данных маркировок, я позвонила по указанному на упаковке номеру. После обращения к производителю с вопросом о сроке сертификации ИСМ, выясняется, что последний раз компания проходила сертификацию в 2013 году, а срок полученного ими сертификата истек в 2016. На мой вопрос о проведении сертификации на территории ДНР, был получен ответ: Руководство не считает это первоначальной задачей. Первоначальной задачей есть работа, заниматься поставками сырья, продукции. ISO, система качества пока ушла на второй план. Для того чтобы узнать правомочность эко-маркировок, меня переключили на отдел маркетинга, но звонок сорвался, а попытки связаться повторно не увенчались успехом.

Туалетная бумага

Рис.6 – Туалетная бумага “Best clean”

4) Маркировка знаком БЕЗ ГМО

Подобная маркировка встречается довольно часто на таких продуктах питания: кондитерские и кисломолочные изделия, минеральная вода, мясная и масложировая продукция и т.д. Связавшись с некоторыми отечественными производителями продукции, были получены такие ответы:

Торговая марка ХуторОК. Представитель данной компании ответил вопросом: Могу ли я не отвечать на Ваши вопросы? Конечно, можете. О причинах такого ответа потребителю остается только догадываться.

Пшеничная крупа ТМ «ХуторОК»

Рис.7 – Пшеничная крупа ТМ «ХуторОК»

А вот директор торговой марки “Strike”, проконсультировав меня по телефону, подробно и в вежливой форме ответив на все мои вопросы, сообщил, что продукция предприятия прошла сертификацию в ГП Донецкстандартметрология в конце прошлого года. В ходе этой процедуры был проведен спектр анализов, одним из результатов которых является подтверждение чистоты продукта. Следовательно, маркировку на упаковке хлебцев торговой марки “Strike”, можно считать правомочной.

Классические хлебцы из цельного зерна ТМ «Strike»

Рис.8 – Классические хлебцы из цельного зерна ТМ “Strike”

3. Растительное масло торговой марки Славолия. Аналогичная с предыдущим производителем ситуация. Мне перезвонил уполномоченный сотрудник и объяснил резонность нанесения маркировки БЕЗ ГМО на их продукцию.

Растительное масло ТМ «Славолия»

Рис.9 – Растительное масло ТМ Славолия

Выводы

На данный момент существует множество интернет-ресурсов, посвященных гринвошингу. Также освещается данный вопрос в медийных пространствах. Но по сей день информированных потребителей в этой области очень мало. Поэтому, с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также защиты окружающей среды, на законодательном уровне должны быть признаны международные документы, свидетельствующие об экологической безопасности продукции (такие как Технические регламенты Таможенного Союза). Для насыщения рынка ДНР безопасными и качественными товарами предложено: маркировать продукцию достоверными знаками соответствия, а их значение должно находиться в открытом доступе, с прослеживанием органа, который дал право на их нанесение.

На каждом продукте, позиционирующем себя как экологический или органический, должны быть нанесены QR-коды, при сканировании которых будут показаны сертификат на продукцию, методы контроля продукции, отчет об экологичности производства данной продукции. Необходимо оснастить торговые сети специальными QR-сканерами для считывания и расшифровки информации; обратить внимание общественности на факт использования псевдоэкологической маркировки. Также необходимо усилить продвижение эко-политики с целью формирования у потребителей правильного представления об экологической продукции; создать базы данных нарушителей, что в дальнейшем позволит отслеживать деятельность последних. Общественным органам по контролю за качеством продукции необходимо создать публичный реестр для ознакомления с информацией и формирования доверия у потребителей к маркировке и качеству продукции.

Статья схожей тематики магистранта ДонНТУ

Статья магистранта Куриловой Марии Сергеевны

В данной статье рассмотрены известные экологические маркировки и актуальность разработки единого международного стандарта

Информация по теме

  1. Мирошниченко Е.В., Козлова П.И. Нарушение экологической маркировки: гринвошинг// Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки  — 2018 Материалы всероссийской научной конференции с международным участием.  — Москва, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II.
  2. Сайт некоммерческого партнерства Экологический союз Санкт–Петербург
  3. ГОСТ Р ИСО 14020–2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы
  4. Статья Рынок с приставкой эко
  5. British Petroleum
  6. Федеральная торговая комиссия США
  7. Зеленый камуфляж
  8. Час Земли
  9. Эко–дихлофос
  10. Официальное письмо о сотрудничестве с Swiss Institute for Quality Standards (SIQS)
  11. Эколого–просветительская площадка
  12. Актуальный, разносторонний, красочный ресурс, продвигающий экологическую образованность

  13. Гринвошинг – экотренд или неэтичная GR–практика
  14. В данной статье рассматриваются понятие, история, проблематика, а также, так называемые, грехи зеленого камуфляжа

  15. Вредные ингредиенты в косметике
  16. На сайте опубликован мультиязычный перечень вредных для здоровья человека средств