Творчество - это свет в глубине человеческого сердца
"Творчество - это загадка, которую художник задает сам себе"
Станислав Ежи Лец
Заниматься рукоделием я начала еще со школьной скамьи. Оксана Андреевна (учитель по изобразительному искусству) научила меня рисованию, созданию кукол папьемаше, собирание из модулей шикарных лебедей и др. Ну а на трудах уже учили: вязать, вышивать, шить и даже резьбе по дереву с дальнейшим нанесения рисунка и покрытием изделия. Чем мы только там не занимались.
"Школа зажгла мой первый огонёк творца"
Вещи ручной работы пользуются всё большей популярностью, а хендмейд всё меньше воспринимается как хобби скучающих домохозяек. В наши дни рукоделие является самостоятельным направлением фриланса, способным приносить неплохой доход.
Люди с древности что-то мастерят. Сначала это была необходимость, потому что нужно было во что-то одеваться, из чего-то есть. Впоследствии ремёсла стали способом кормить себя и свою семью. Одним из направлений ремесленничества являются народные художественные промыслы, где вещи, сделанные руками искусных мастеров, имеют не столько практическую, сколько эстетическую и культурную ценность. От народного прикладного творчества и берёт начало деятельность, именуемая хендмейдом.
Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения - дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола.
Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.
Вышивкой в то время занимались, в основном, женщины. Девочек начинали учить вышивать уже с 5 -6 лет, а к 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые крестом скатерти, подзоры, полотенца (их было около ста) и головные уборы. Уже перед самой свадьбой устраивали публичный показ приданого, что свидетельствовало о трудолюбии, аккуратности и мастерстве невесты. Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.
Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна. Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием [1].
Вязать умели еще древние египтяне. Доказательством этому служат многочисленные памятники египетской культуры, на который люди изображаются в облегающих тело одеждах, которые, скорее всего, были вязанными. А во время раскопок, в одной из гробниц фараона археологи нашли вязаный носок, который принадлежал ребенку. Вязание, первоначально, было очень популярно в восточных мусульманских странах. Правда, занимались этим делом, преимущественно лица мужского пола, что несколько странно для нашего представления о странах мусульманского мира. Что же касается женщин, то они только помогали своим мужьям.
Вязали они при помощи крючка, который и крючком-то назвать было трудно, ведь он был похож на простую ровную палочку. Примерно 3 - 4 столетия после того, как на Востоке уже активно вязали, европейцам было неведомо вязание.
И лишь только в IX веке н. э., когда крестоносцы начали совершать свои походы, вязание узнали и в Европе. Это оказалось воистину долгожданным подарком для европейцев, ведь чулки были не вязаными, а сшитыми из тонкой кожи или полотна. Первые вязаные чулки так пришлись кстати, что их носили даже западноевропейские короли.
Существует очень интересный исторический факт, который гласит, что истинными вязальщиками являлись именно мужчины, женщинам пришлось приложить немало усилий для того, чтобы отвоевать себе спицы и пряжу. Во многих европейских городах, до 18 века, существовали целые отряды мужчин, которые выполняли вязаные вещи на заказ, и только с 19 века, такие вот гильдии начали пополняться специалистами женского рода. В 1612 году, чулочниками в Праге был выдвинут протест против сложившейся финансовой ситуации в стране, поэтому они заявили, что ни одна женщина на работу принята, не будет[2]!
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла. Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.
Как и многие современные женщины, роковая красотка охотно принимала роскошные и элегантные подарки. Особой страстью Клеопатра пылала к бисерному украшению, преподнесённому ей Цезарем в знак огромной любви и преклонения. Изготовленное по специальному заказу ожерелье получило название «Осирис и Изида». В каждом элементе бижутерии был заложен глубокий смысл: сочетание круга (символ вечности) и креста (символ жизни) отражало вечный союз земных и небесных сил, вечное притяжение мужчины и женщины. Изображение луны отождествлялось с Тотом – ночным наместником бога солнца Ра, а скарабей считался проявлением созидательной силы и возрождения в загробной жизни.
Африканское племя Ндебеле занимается бисероплетением с 18 века. Племя славится своей необычной внешностью и пристрастием к геометрическим узорам. Худоба считается признаком болезненности, поэтому представители Ндебеле наращивают вес искусственно и покрывают все тело широкими бисерными кольцами. Общая масса украшений может достигать 25 килограмм. Подобный декор очень ограничивает подвижность – мужчины и женщины племени медлительны и неторопливы.
Плюсы и минусы рукоделия
Главный минус — довольно дорогие расходные материалы и инструменты. На первых порах хендмейд требует немалых вложений, а людям порой трудно объяснить, почему какая - то «безделушка из двух ленточек» стоит так дорого.
Однако плюсов у хендмейда всё - таки больше, к тому же они гораздо весомее. Хендмейд способствует реализации творческого начала личности. Такая работа вряд ли когда - либо надоест и превратится в рутину. Декоративно-прикладное искусство способствует развитию мышления и мелкой моторики. Ручной труд воспитывает в человеке терпение и аккуратность. Хендмейд-мастера, как правило, фрилансеры, следовательно, могут работать из любой точки мира в удобном для себя режиме. Хендмейд предполагает непрерывное самосовершенствование. Заказчиков нужно регулярно удивлять новыми идеями [3].
"Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.
Иначе говоря каждый будет находить радость в своем труде"
РОДЕОН
ПРИНИМАЙТЕ УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРАХ И ТВОРИТЕ
УДАЧИ ВСЕМ РУКОДЕЛЬНИЦАМ!