ДонНТУ   Портал магистров

Компьютерные игры это искусство

Компьютерные и видео игры - это искусство. Самое новое, молодое и бурно развивающееся искусство. Те кто не понимают этого - от стали от жизни.

Настало время отнестись к играм со всей серьезностью - как к новой форме массового искусства, формирующего эстетический идеал общества XXI столетия.

Цифровая эпоха породила компьютерные игры так же, как эпоха машин породила искусство кинематографии. Игры открывают нам новые эстетические опыты, превращая экран монитора в область экспериментирования и инноваций, доступных каждому. Они открывают широкой публике мир цифрового искусства.

На многих форумах в своё время появлялись темы: Игры – искусство? (AG.ru, DTF.ru,...).


В подобных темах[1,2,3] велись жаркие споры, приводилось множество доводов, доказательств, опровержений. Но единого мнения не получалось, все голоса за и против всегда уравновешивали друг друга, за что выражение Игры – искусство? получило статус чуть ли не философского вопроса, над которым можно размышлять вечно, но так и не получить правильного ответа. Конечно же всё это, это не так.

Всему виной одно очень распространенное заблуждение. Откуда оно взялось – вполне известно, но почему оно стало настолько популярным – остаётся загадкой. Это заблуждение – неправильное понимание термина искусство[4]. Достаточно понять правильное значение этого слова, и тогда всё встанет на свои места.

Арт-хаус картина Пейзажная картина Кто-то считает настоящим искусством
только картину слева
Арт-хаус игра Обычная игра И точно так же считает искусством только
странную компьютерную игру слева

Люди, неправильно воспринимающие слово искусство, приписываю этому понятию: отсутствие логики, непрактичность, скрытый смысл, неадекватность и прочие странные вещи. Эти люди среди картин называют произведениями искусства например: Черный квадрат К. С. Малевича, угловатые картины Пабло Пикассо. Но при этом чудеснейшие картины, не содержащие ничего необычного, называют обычной мазнёй обычного художника. Эти же люди признают, что и некоторые компьютерные игры близки к искусству (это такие игры как The Path[5], Тургор[6], Eifloria[7]), но это лишь как исключения из правила.

Вот это и есть основа заблуждения. Незаметно произошла подмена понятия. Все те произведения, которые содержат в себе необычное и непонятное, называют термином артхаус. Арт-хаус – это всего лишь одно из направлений искусства, то, чем восхищаются только профессиональные критики, искусствоведы и утончённые ценители прекрасного. Именно эти вышеперечисленные люди и заставили воспринимать направление арт-хаус как настоящее искусство, а всё остальное называть посредственностью. Настоящее же искусство охватывает все области человеческого творчества, всех направлений и всех жанров. То, что просто и понятно обычному человеку – тоже искусство.

Как вы понимаете слово искусство[8]? Взгляните на это понятие по-новому, более шире. И теперь на якобы философский вопрос Компьютерные игры – искусство? появляется однозначный ответ.

Существует ещё одно, менее распространённое заблуждение: Произведение не является искусством, если оно продаётся за деньги. Это всего лишь бизнес. С такой точкой зрения не только компьютерные игры, но и большинство фильмов, картин, музыкальных композиций оказываются выброшенными из искусства. В этом случае термин искусство замещается термином бескорыстное творчество.

Абсурдность этой точки зрения можно показать на простом примере:

В галерее выставлены великолепные картины, но их продают за деньги, и получается, создание картины – это бизнес; а в это же время на улице около магазина стоит девушка и раздаёт рекламные листовки, листовки так же красочны как картины, и не важно, что в них меньше гармонии и чувства вкуса, но их же раздают бесплатно – и значит листовки – это произведения искусства.

Вот такие получаются выводы. Но здравый смысл подсказывает, что всё совсем наоборот. Совсем не важно платите вы деньги или получаете что-то бесплатно, важнее конечная цель автора произведения искусства. Конечно же, существуют компьютерные игры созданные только для зарабатывания денег, их большинство, но это не означает, что компьютерные игры не относятся к искусству. Это общая проблема всех видов искусств – плагиат и самоплагиат.

Место компьютерных игр в классификации искусств

Классификация всех видов искусств

Классификация всех видов искусств

Если рассматривать все виды искусств по чувствам, которыми они воспринимаются, и форме, в которой они передаются, то получается очень интересная и цельная схема.

Из схемы можно увидеть, что компьютерные игры включают в себя такие элементы как: театр, спорт, анимация, моделирование, программирование, кино. Которые сами по себе являются искусством, но в играх он объединяются и становятся единым целым.

"Важнейшим для нас искусством является кино". С этим высказыванием пока невозможно поспорить. Вообще кино это, так сказать, новый вид театра: это театральные сценки записанные на видеопленку. Компьютерные игры тоже новый вид театра: это театральные сценки созданные в цифровом виде, и при этом Вы всегда играете главную роль в этих сценках. Некоторые англоязычные источники информации уже иногда заменяют слово VideoGame на слово CyberDrama. Кино и игры можно назвать братьями, детьми одного большого отца - театра. И это лишь вопрос времени - когда младший брат вырастет и будет во всем превосходить старшего.

Жанры компьютерных игр

Типовая классификация компьютерных игр основана на понятии жанр, определяющем совокупность характерных черт, присущих той или иной игре. Этот подход не стандартизован, но популярен и его придерживаются как представители игровой индустрии, так и потребители игровых приложений. Кратко рассмотрим основные жанры:

Аркады

Категория компьютерных игр с простым игровым процессом, сводящимся выполнению ограниченного набора действий, нацеленных на достижение определенного результата. Задачи игр этого жанра, как правило, сводятся к набору максимального количества очков и/или минимальному времени прохождения игры.

Приключения

Приключенческие игры (также известные как квесты) — сюжетные игры, в которых герой выполняет различные задания, для чего ему требуется общение с другими персонажами, поиск и использование различных предметов, решение задач и головоломок.

Ролевые игры

РПГ (англ. RPG — Role-Playing Games) — многоплановые игры с нелинейным сюжетом, где игрок, управляя персонажем, имеет возможность улучшать его способности. Для этого требуется побеждать врагов, выполнять задания, продавать и покупать артефакты и т.п. На характеристики персонажа могут влиять своевременный прием пищи, сон и т.п. Интересность таких игр во многом определяется адекватностью искусственного интеллекта, управляющего поведением прочих персонажей.
Развитие широкополосного Интернета привело к появлению разновидности РПГ — массовых многопользовательских ролевых онлайн-игр (ММОРПГ). В этом виде игровых программ виртуальные персонажи, управляемые реальными игроками, способны взаимодействовать друг с другом.

Симуляторы

Игровые приложения, имитирующих управление каким-либо процессом или устройством. В основе хороших симуляторов — математические модели представляемых объектов и процессов. Чем полнее описана модель и ее окружение, тем реалистичней симулятор. Хорошие компьютерные симуляторы могут использоваться в качестве тренажеров.

Стратегические игры

Задача игр этого жанра сводится к получению преимуществ над противником, достижимых путем выработки и реализации определенного плана. Объектами управления являются не отдельные персонажи, а целые корпорации, армии, государства и даже цивилизации. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно и стратегии реального времени (RTS — Real-time strategy), в которых все игроки действуют асинхронно.

Боевики

Этот жанр компьютерных игр, более известный под калькой экшен (от англ. action — действие) — один из самых популярных видов компьютерных игр. Быстрота реакции и способность оперативно принимать решения — основные слагаемые успешного прохождения таких игр. В боевиках присутствует элемент насилия, возможно этим и обусловлена популярность жанра (однако, оставим это для психологов).

Прочие

Сюда отнесем те игры, которые не попадают в вышеперечисленные жанры или к которым вообще сложно применить понятие жанр. Примерами таких игр являются компьютерные версии шахмат, шашек, карточных игр, кроссвордов и т.п.

В приведенный список намеренно не включены такие устоявшиеся названия как казуальные игр, браузерные игры и еще ряд разновидностей, таксономия которых основана не на сюжете, а, например, на технических требованиях. Также намеренно исключены из обзора субкатегории — оставим их для самостоятельного исследования.

Альтернативную классификацию на основании собственных исследований предлагает А. Киризлеев (aka D_ED_2). Он выделил три группы игр по критерию выполняемых действий:

  1. Игры общения: получение информации, общение, изучение мира.
  2. Игры действий: перемещение в пространстве, использование оружия и техники.
  3. Игры контроля: командование, управление, распределение материальных средств.
Схема жанров компьютерных игр

Схема жанров компьютерных игр

Внутри групп задаются границы, определяющие дальнейшую детализацию с помощью уточняющих критериев и с использованием устоявшихся названий категорий. Такой подход кажется более рациональным и системным, хотя и более сложным.
   Компьютерные игры имеют более многообразную палитру жанров, чем кажется на первый взгляд. Хотя для многих жителей Земли компьютерные игры вообще различаются на две категории: пасьянсы и всё, что сложнее пасьянсов. Различают три основные группы компьютерных игр: стратегии, ролевые игры, боевики. При этом жанры игр разбиты на 15 элементарных составляющих (5х3). Любая игра поддается классификации по этой системе [9].

Проблемы компьютерных игр

Главная проблема большинства современных игр не в том, что они жестоки, а в том, что они примитивны, стереотипны и предсказуемы. Осмысленная критика может помочь отрасли развиваться, подобно тому как хорошая кинокритика обращает наше внимание на фильмы, которые мы могли бы и не заметить. Вдумчивая критика может даже повлиять на ход наших споров о жестокости игр. Нападая на компьютерные игрушки, их противники чувствуют себя совершенно безнаказанно: ведь, по общему мнению, игры не представляют из себя никакой культурной ценности. Вместо этого мы должны посмотреть на игры как на зарождающееся искусство.

Дизайнеры игр должны искать другие пути выхода фантазии, кроме разрывающихся на мелкие кусочки голов. И здесь как раз "игрокритика" может заставить игроиндустрию с большей ответственностью относиться к выбираемым темам. Если начнется серьезное публичное обсуждение этого направления, подобные споры можно будет разрешить конструктивно, а альтернативные варианты будут отслеживаться и оцениваться по мере их появления.

Плагиат

Плагиат – использование в своем творчестве готовых наработок других авторов. Многие критики говорят о засилье плагиата в индустрии компьютерных игр: почти каждую новую игру обвиняют в клонировании идей, в подражании великим играм. Вообще плагиат это нормальная составляющая творческого процесса. Молодые художники всегда в начале обучаются глядя на старых и уважаемых мастеров, подражая их работам. Это необходимость. Чтобы не изобретать велосипед в своем деле, необходимо постичь весь опыт, накопленный другими людьми. Позже художники, постигнув все тонкости дела, начинают вносить и создавать что-то своё, авторское. Поэтому не каждую игру стоит обвинять в плагиате, не стоит называть все игры определенного жанра клонами одной знаменитой когда-то игры. Можно делать скидку на молодость коллектива разработчиков.

Главная проблема – плагиат старых, закоренелых студий и фирм. Тут сразу становится понятно – люди серьезные, пришли в индустрию деньги делать, а не каким-то там искусством заниматься. Самоплагиат таких студий продолжается из года в год. Старая игра выходит под новой цифрой с минимумом изменений, или игра сопровождается бесчисленным количеством официальных дополнений, которые чуть лучше, чем фанатские любительские дополнения. Было бы очень хорошо, если бы все эти студии последовали примеру писателя Н. В. Гоголя, который вовремя опомнился и сжег свою работу Мёртвые души 2.

Новые версии уже полюбившихся игр это хорошо: игрокам снова хочется окунуться в уже знакомую вселенную игры, да и разработчикам уже не приходится особо заботиться о раскрутке. Но чаще всего этим злоупотребляют. Разработчики думают: Если игру и так купят, зачем тогда сильно стараться? Если между двумя последовательными версиями одной игры не проходит хотя бы два года, то новая версия – самоплагиат ради денег.

Отсутствие новых идей

Да, плагиат в играх повсюду, как и во всех других видах массового искусства. Как говорил великий художник Пабло Пикассо: Un artista copia, un gran artista roba. И только немногочисленные гении создают что-то действительно новое.

Появление новых идей в больших солидных компьютерных играх – это очень медленный процесс. Одни создатели вообще не заинтересованы в новых идеях, их интересует лишь максимизирование прибыли. Другие боятся применять новинки, слишком большой риск вносится в продажи игр, от которых зависит дальнейшая судьба этих разработчиков. В больших играх используются проверенные временем приемы и технологии. По-настоящему новое появляется в небольших играх от независимых разработчиков, так называемые инди-игры.

Хотите увидеть в играх что-то новое, но ничего не находите - значит Вы ищите совсем не в тех играх. Инди-игры – вот источник новинок в геймплее, свежих взглядов на старые темы, вот откуда веет ветер перемен индустрии компьютерных игр.

Положение дел в разных странах мира

USA США

05.05.2011 правительство США в лице Национальной программы поддержки искусства (National Endowment for the Arts) признало компьютерные и видео игры новой формой искусства [10].

Теперь в США начиная с 2012 года индустрия компьютерных и видео игр будет финансироваться государством на равных с киноиндустрией. Официально это изменение выглядит так: категория финансирования The Arts on Radio and Television (искусство в области радио и ТВ) изменена на The Arts in Media (искусство в различных медийных областях). В новую категорию теперь, помимо видеоигр, также войдут интерактивные проекты в реальной жизни и в интернете [11].

KOREA Корея

В Корее компьютерные игры – гордость и достояние государства. В Корее есть даже кубок президента по компьютерным играм, а лучшие геймеры популярны так же, как поп-звезды в нашей стране.

Министерство культуры, спорта и туризма Корееи создает инвестиционные фонды, которые поддерживают игровые стартапы, открывает специализированные школы и кафедры в высших учебных заведениях, где готовят гейм-дизайнеров (основные обязанности – разработка правил игры) и разработчиков. Так, на GStar 2010 были представлены более 50 учебных заведений, которые готовят будущих сотрудников для компаний-разработчиков компьютерных игр [12].

GERMANY Германия

18.08.2008 в Германии компьютерные игры признали искусством.

WarCraft, Stalker, Call of Duty или Monkey Island теперь считаются художественным достоянием, а их разработчики отныне входят в состав Немецкого совета по вопросам культуры.

Как заявляет Deutsche Welle, компьютерные игры – это не только экономическая область, которая динамично развивается, для художников разнообразнейший жанров она выступает также в роли важного заказчика. Такой аргумент приводят в Немецком культурном совете.

По мнению руководителя немецкого Федерального союза разработчиков компьютерных игр Мальте Берманна, обретение его организацией членства в Немецком культурном совете – настоящая веха в немецкой медиа–политике.

FRANCE Франция

09.11.2006 министр культуры Франции Рено Доннедье де Вабр признал компьютерные игры искусством и пообещал государственную поддержку их создателям [13]. Как сообщает The New York Times, министр отметил в интервью, что он хотел бы добиться таких же субсидий для разработчиков игр, какие сейчас получают киностудии.

Люди слишком долго смотрели свысока на игры, упуская из виду их огромный творческий потенциал и культурную ценность. Если вам угодно, зовите меня министром видеоигр. Я буду этим только гордиться, – заявил де Вабр. Все большее число проданных игр, по сравнению с книгами, фильмами и другими товарами подчеркивает необходимость признания компьютерных игр частью массовой культуры. Игры – это не просто коммерческий продукт. Они являются одной из форм художественного выражения, а в их создании принимают участие сценаристы, дизайнеры и режиссеры, – считает министр.

JAPAN Япония

29.10.2019 Правительство Японии присудило создателю Mario награду за вклад в культуру.

В Японии существует официальная почесть, которую присуждают выдающимся деятелям культуры. Стало известно, что в этом году такую награду присудили легендарному гейм-дизайнеру Сигеру Миямото [14].

Заключение

Компьютерные игры – составной вид искусства, состоящий из множества предыдущих видов искусств. А интернет – огромный общедоступный музей почти всех известных видов творчества.

Отличие от классического искусства только в том, что это новая и ещё не отфильтрованная информация. Шедевры в интернете расставлены на одних полках рядом с низкосортными произведениями, которые будут забыты через неделю. Разобраться в информационном разнообразии перенасыщенного рынка могут пока только отдельные специалисты.

Личный опыт в компьютерных играх

Опыт разработчика

Во время обучения в бакалавриате при выполнении лабораторных работ по курсам программирования для лучшего воприятия материала, в качестве задания мне нужно было разработать игру с применением изучаемого материала/элемента. Так, например, когда мы изучали анимации свойств C# WPF, мною было разработано подобие известной игры Pong [15]. Но к сожалению, в создании искусственных интелектов у меня опыта небыло, поэтому победить мой искусственный интеллект было практически невозможно.

Опыт геймера

На самом деле, геймер — это обычный увлеченный человек. Просто предмет его увлечения — компьютерные игры. А это, вы знаете, все меняет. Тот, кто никогда сам не играл, тот скажет, что это плохо, что это вредно для здоровья и психики, и вообще это чуть ли не наравне с наркотиками и алкоголем стоит.

Есть, допустим, коллекционеры, которые часами возятся со справочниками, перебирают свою коллекцию и занимаются прочей ерундой, которую никто кроме таких же как они не оценит. Но вы же их не осуждаете. Они по-своему счастливы, нашли себе занятие по душе и никого не достают своим пристрастием. Но геймеров осуждают все кто не с ними.

Трудно и скучно жить совсем без интересов, особенно если вы еще и не пьющий. Надо чем-то себя занять. Так почему же не занять себя играми? Чем они хуже книг? Хуже фильмов?

Игры многому учат, вырабатывают полезные в жизни навыки, переносят агрессию из мира реального в виртуальный. Понято, что случаются инциденты, когда геймер слетает с катушек, но это скорее не из-за самих игр, а из-за неустойчивой психики, которая бы по-любому рано или поздно дала сбой.

Не слушайте тех, кто говорит о непременном вреде, который наносит себе геймер. Мониторы уже давно безопасны для глаз и здоровья, а сам игровой процесс зачастую развивает мозг и необходимые в жизни навыки лучше, чем школа и прочие тренинги. Недаром спецназ во многих странах обучают на тех же играх, в которые режутся ваши детишки. Я уж не говорю о симуляторах или экономических стратегиях. Многие мировые компании берут на работу именно геймеров, объясняя это тем, что у геймеров более развиты определенные навыки, чем у кандидатов не играющих в игры. [16].

У меня же первый ПК появился в 6 лет. Именно после его появления у меня и появился интерес к IT. И конечно же в том возрасте, в первую очередь меня интересовало отнюдь не программирование и аппаратная реализация машин компании IBM. Prince of Persia, Dangerous Dave in Haunted Mansion, DOOM и, бесспорный хит, Поле Чудес — это самый малый список того, во что мне тогда удалось поиграть.

Prince of Persia

Prince of Persia

Dangerous Dave in Haunted Mansion

Dangerous Dave in Haunted Mansion

DooM

DooM

Я геймер с огромным стажем. Мой счетчик пройденных игр уже начинает приближаться к значению с тремя нулями, а, возможно, уже и превысил его. В моей библиотеке игр на платформе Steam, после последней очистки базы, 772 игры и это далеко не все, в которых мне довелось побывать и в каких еще хочется. Среди них как одиночные, так и многопользовательские онлайн-проекты, как игры от крупных разработчиков, так и от студий с одним лишь пилотным проектом.

Благодаря компьютерным играм я получил первичные навыки общения на английском языке. Сейчас довольно часто играю на английском, продолжаю расширять словарный запас. Увеличилось количество тем для обсуждения с разными людьми, повысилась скорость реакции. Расширилось понимание "нестандартного мышления".

Многие игры заставляют думать перед принятием решения. В книгах все уже решил автор произведения. В игре решение принимаешь ты.

Некоторое время, на фоне увлечения игрой, испытывал сильный интерес (да и сейчас испытываю, но меньше) к изучению технических, исторических, тактических и других тем.

Недавно завершил одну интересную одиночную игру. И после окончания понял, что получил в игре опыт, который слегка даже горизонт восприятия расширил, что помочь всем не получится, иногда приходится выбирать из двух плохих вариантов, надеясь на то, что выбранный вариант окажется менее плохим.

И в конце концов, благодаря компьютерным играм я и стал инженером.

Обзор аналогичных разделов

Мною были проанализированы аналогичные разделы выпускников магистратуры предыдущих лет. Тема компьютерных игр поднималась в индивадульных разделах магистров прошлых лет не единично. Некоторые описывают свой опыт в создании компьютерных игр, некоторые высказывают свое мнение о ситуации с компьютерными играми и отношении к ним, рассказывают о своих любимых играх и жанрах игр. Ниже приведен список наиболее интересных работ магистров:

  1. Вивденко В С. Компьютерные игры как искусство
  2. Гнидюк Д.Ю. Киберспорт. Компьютерные игры до сих пор просто «Игрушки»?
  3. Анацкий П.Н. Развитие компьютерных игр
  4. Зайцев Е.В. Компьютерные квесты и аркады
  5. Соколюк С.В. Обзор конструктора компьютерных игр Game Maker

Список источников