Что такое бокс? Что он из себя представляет на самом деле? Влияние бокса на формирование нравственных, морально-волевых качеств личности подростка

Нередко бокс ассоциируют с глупой дракой, где главное это грубая физическая сила, агрессия, прямолинейный напор и грубый обмен ударами, считают уделом малообразованных и ограниченных людей. Когда как многие боксеры, закончив карьеру, занимаются тренерской работой и одновременно защищают кандидатские и докторские диссертации, становятся авторами многих книг и учебных пособий по боксу. Cреди выдающихся писателей, поэтов, философов, математиков, актеров которые занимались боксом, были: Пифагор, Платон, Конан Дойл, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Александр Пушкин, Юлиан Семенов, Сергей Довлатов, Морис Метерлинк и многие другие.

Пифагор, став чемпионом кулачного боя в древнегреческих Олимпийских играх, утверждал, что в этом искусстве самое важное не бицепсы и здоровые кулаки, а голова.

Вероятно, ни об одном виде спорта во всем мире нет столько ожесточенных споров, как о боксе. И, где бы они ни происходили, всегда выявляются две противоположные точки зрения. Одни считают, что бокс – грубый, неэстетичный вид спорта, он вреден для здоровья занимающихся, приводит к различным опасным травмам, в частности травмам центральной нервной системы, отрицательно действует на психику спортсменов, вызывает у них взаимное озлобление, пробуждает нездоровые инстинкты и всё в этом роде.

Защитники бокса утверждают, что в нем много красивого, динамического и изящного, что занятия боксом улучшают здоровье, развивают всесторонне физически, воспитывают ценные моральные и волевые качества, способствуют укреплению товарищеских отношений между спортсменами и так далее

Различие во взглядах вызвано в основном тем, что они отражают оценку двух противоположных направлений в боксе – силового и искусного, которые фактически являются двумя разновидностями этого вида спорта, различными по содержанию (да отчасти и по форме).

В силовом боксе боксеры стремятся добиться выигрыша боя, применяя прямолинейный напор, грубо обмениваются ударами и пренебрегают ложными действиями и нередко защитами. Победа в силовом боксе достигается за счет подавления физического сопротивления противника, преимущества в натиске, явного преимущества, нокаута соперника. Тактика боксера-силовика чрезвычайно ограничена. Она сводится к примитивным атакам, предпринимаемым без достаточного учета боевых ситуаций.

Искусный боксер пытается добиться победы, используя различные маневры и ложные действия для маскировки своих намерений с тем, чтобы своевременно нанести удары партнеру и всячески избежать его ударов. Выигрыша добивается тот, кто умеет применить боевую хитрость, мгновенный расчет и получить взамен минимальное количество ударов.

Тактика искусного боксера основана на реализации намеченного плана в соответствии со складывающимися на ринге боевыми ситуациями и особенностями противника. Действия силового боксера подчинены установке сокрушить противника сильным ударом, «забить» его большим количеством ударов, одержать победу любой ценой.

Мышление силового боксера весьма примитивно и направлено на то, чтобы или навязать высокий темп боя или подобраться к противнику и провести свои коронные удары. Действия искусного боксера подчинены установке победить, не получая ударов.

Так что же такое бокс? Я бы процитировал великого бойца, настоящую легенду, мастера этого вида спорта, Флойда Мейвезера-младшего: Бокс – это сладкая наука, суть которой в том, чтобы ударить и не пропустить в ответ. Поэтому, бокс – в первую очередь интеллектуальный вид спорта, это спорт самоконтроля, где главную роль играют: холодный разум, проработанная техника, продуманная тактика, психология спортсмена. Это особая субкультура, целый пласт современной городской культуры. Ведь увлечение этим видом спорта в крупных городах носит поистине массовый характер. Это особая среда, особая мода и даже свой язык.

Бокс как вид спорта и соответственно изучение его в научном плане несет в себе и социальный, социологический, культурологический аспекты. Чем больше у нас будет спортивных секций, в том числе и боксерских, тем меньшее количество молодых людей станут на скользкую дорожку алкоголизма и наркомании, криминала и т. д. Бокс как наука имеет множество смежных отраслей и ответвлений. Это и экономика, и управленческие решения, и маркетинг, и реклама, PR.

Для достижения максимального результата и спортивного долголетия этот вид спорта подразумевает не только регулярные физические нагрузки, но и достаточно высокий уровень интеллекта спортсмена. Чем выше цель боксера, тем больше он должен думать о том, чтобы не просто монотонно выполнять установки тренера, но и осмысливать выполняемую деятельность.

Отличными примерами боксерского мастерства являются такие боксеры, как:

Флойд Мейвезер-младший обладает феноменальным защитным стилем Шолдер Ролл. Он с помощью плеча блокировал удары противника и затем молниеносно атаковал. Обладал высокой скоростью и отличным чувством дистанции, что позволяло ему уходить от ударов. Он обладал множеством навков и приемов. Благодаря своему мастерству он победил большое количество выдающихся чемпионов.

Василий Ломаченко обладает невероятной работой ног, благодаря балансу и таймингу. Jн постоянно в джвижении, из-за чего выцелить и поймать еготочным ударом очень сложно. Использует работу ног для создания разнообразных углов атаки. Он привнес в спорт нечто новое, бокс, который еще не показывал ранее.

У него отличная работа ног и он отличный контрударник. В своих защитных действиях он использует контрль оппонента, не дает приблизаться на удобную дистанцию удара.

Эти спортсмены показали и доказали каким должен быть и, в принципе, является этот вид спорта, которые оказали сильное влияние не только на поклонников этого спорта, но и в целом людей, изменив и меняя их представление о боксерском искусстве.


Влияние бокса на формирование нравственных, морально-волевых качеств личности подростка.

Бокс как вид спорта систематическое занятие, он, безусловно, оказывает влияние на становление личности. Особенно личности подростка, молодого человека. И это, как представляется, широкое поле для исследований. Возможно, проследить становление личности, ее взросление, возмужание по мере вхождения в мир бокса, достижения результатов или же может даже восхождения на спортивный Олимп. Осветить роль в этих процессах тренера-наставника, спортивного коллектива.

Среди причин, тормозящих целенаправленное развитие нравственных ценностных ориентаций в среде подрастающего поколения, на одно из первых мест выступает недостаточное внимание к разработке теории педагогического содействия становлению нравственных качеств средствами бокса. Отсюда появляются две проблемы: обоснование значения занятий боксом для подростков (возрастной аспект), вопрос о педагогической характеристике компонентов данных занятий и механизмах их воспитательного влияния на личность.

Оценка нравственного аспекта спортивной деятельности, в том числе и бокса, непосредственно связана с трактовкой вопроса о ведущем типе деятельности и его соотношении с другими видами деятельности на разных этапах развития. Понятие ведущий тип, или вид деятельности, введенное в психологическую и педагогическую науку Л.С. Выготским и разрабатываемое А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, имеет важное теоретическое значение, так как определяет детерминанты психологического развития личности подростка. А.Н. Леонтьева отмечал: Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Она описывается несколькими признаками. В ней, во-первых, возникают (и внутри нее дифференцируются) другие, новые виды деятельности, а во-вторых, формируются или перестраиваются частные психологические процессы. Это особенно характерно для бокса как спорта личных преодолений. Исследования показывают, что любая спортивная деятельность влияет почти на все психологические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. На занятиях боксом активно развиваются сенсорные процессы ребенка. Например, в условиях тренировочного процесса значительно повышаются острота зрения и слух.

Третьим признаком бокса как ведущей деятельности является то, что от него теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности подростка. Бокс традиционно исследуется с позиции его влияния на физическое развитие подростков, но не как база нравственного воспитания.

Следует необходимым воспринимать занятия боксом как полноценное средство педагогического содействия формированию и воспитанию нравственных качеств личности подростка. Занятия боксом способствуют не только физическому и волевому развитию личности подростка, но и удовлетворению потребностей личности в нравственном развитии, образовании, воспитании. Занятия боксом выполняют рекреативную, гигиеническую, реабилитационную, познавательную, ценностно-ориентационную, позитивно-регулятивную, эстетическую и другие функции, включая социализацию; оказывают нравственно-воспитательное воздействие на личность подростка, во многом определяя и направляя становление его нравственного сознания и поведения. Поскольку подросток стремится к поддержанию гармонии и равновесия с окружающим миром, его поведение определяется желанием снять напряжение, избежать конфликтных ситуаций и получить признание в любых формах деятельности и при любых обстоятельствах. Именно в процессе занятий боксом, как это ни парадоксально, подросток учится сопереживанию, более чуткому и правильному отношению к людям. Это происходит потому, что юному спортсмену в ходе череды спаррингов на личном опыте становятся понятны чувства, которые испытывают его коллеги по секции, клубу. В ходе учебно-тренировочных спортивных занятий подросток расширяет, обогащает и углубляет представления о собственной личности.

Широко известна идея Л.С. Выготского об общей последовательности становления личности из объекта деятельности в их субъект: сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимосвязь с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Традиционная педагогика больше внимания уделяла первому этапу – воздействию на личность подростка, с тем чтобы сразу привести ее к высшему состоянию – саморефлексии и, как следствие, самовоспитанию. В сфере спорта такой подход не работает. Подросток в условиях занятия боксом выступает в первую очередь как объект, а не субъект воспитания. В итоге организационное воздействие не всегда вписывается в логику, содержание психического развития подростка; нередко возникает дисгармония между организованным и стихийным воздействиями. Этим во многом объясняется недостаточная эффективность нравственного воспитания в процессе занятий боксом.

Более адекватной категорией, показывающей, что воспитание личности подростка средствами бокса не является односторонним процессом типа субъект-объект, выступает взаимодействие. Подросток в процессе занятий усваивает общественную сущность объективно и предметно – через взаимодействие с окружающими товарищами, спарринг‑партнерами на соревнованиях, тренером, коллективом и субъектно – через взаимодействие с другими людьми. Взаимодействие в педагогической системе ученик – педагог – тренер – детский спортивный коллектив, таким образом, необходимо рассматривать не только в качестве специфической детерминанты, но и как источник активности подростка, поскольку окружающая действительность является основным источником нравственного воспитания.

Следовательно, не отдельно внешние, объективные условия и не отдельно побудительные мотивы, а их единство, проявляющееся во взаимодействии как обмене приветственными отношениями в педагогической системе подросток – тренер – спортивный коллектив, детерминирует действия подростка. Активно преобразуя и воздействуя на других, реализуя в них свои индивидуальные, социально значимые качества в нравственных отношениях, юный боксер целенаправленно творит совокупность тех ценностных ориентаций вне себя, которые впоследствии побуждают его к новой активной моральной позиции и деятельности.

В процессе формирования нравственных качеств подростка-боксера требуется создать динамику взаимности понимания ценностей и действий. Необходимое для этого условие – ориентация тренера на понимание своих воспитанников, для которой обязательной выступает двусторонняя форма связи, проявляющаяся во взаимодействии как обмене нравственными отношениями в целостной педагогической системе подросток – тренер – спортивный коллектив. В условиях занятий боксом происходит опредмечивание знания, возникает рационально-эмоциональное отношение к боксу, окружающим людям. Подросток переносит центр внимания с общих аспектов взаимодействующей стороны, ее характерных особенностей на другие, до этого менее значимые для юного боксера, но теперь, после непосредственного взаимодействия в педагогической системе подросток – тренер – спортивный коллектив, приобретающие особое значение. Особое, человечески выверенное, эмоционально-деятельное отношение к юному боксеру со стороны тренера, спортивного коллектива стимулирует возникновение и закрепление нравственных качеств, утверждение нравственных ценностных ориентаций, выступающих в конечном счете как устойчивые образования.

Таким образом, педагогическое содействие становлению нравственных качеств личности подростка средствами бокса состоит в расширении и углублении связей и отношений юного спортсмена с другими людьми через взаимодействие с товарищами, тренером, боксерским спортивным коллективом в процессе учебно-тренировочных занятий. В этом взаимодействии у подростков возникает потребность проявлять нравственное отношение к окружающему миру. Содержательной характеристикой взаимодействия подразумевается обмен отношениями в педагогической системе подросток –тренер – спортивный коллектив.

Такая интерпретация взаимодействия опирается на принципиальное положение системного подхода к целостной педагогической системе подросток – тренер – спортивный коллектив как совокупности его составляющих объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых качеств, не свойственных ее компонентам по отдельности. Любой из участников взаимодействия в процессе боксерских учебно-тренировочных занятий своими мыслями, чувствами, действиями в той или иной мере воздействует на мысли, чувства, действия другого. В то же время каждый из участников взаимодействия оказывается под влиянием своих товарищей, спарринг-партнеров.

Большинство тренеров связывают свою работу по воспитанию нравственных качеств лишь с привитием подросткам навыков самоменеджмента, самоорганизации личной и коллективной деятельности. По мнению тренеров, состояние постоянной занятости подростков, нарастающей заинтересованности выступает своего рода нравственными процедурами, способствующими формированию моральных и волевых привычек. Они убеждены, что формированию нравственных качеств способствуют запрет определенных действий и поступков на учебно-тренировочных занятиях, спортивномассовых мероприятиях, общественно полезный труд, осуществляемый в рамках боксерской секции, запрет на употребления наркотиков, алкоголя, табака, использование в речи ругательств, хулиганство, драки. Среди ряда развитых нравственных качеств необходимые для успешной спортивной карьеры являются: чувство собственного достоинства, честность, справедливость, скромность.

Таким образом, специфика занятий боксом обусловливает необходимость обязательного наличия и реализации подростком определенных нравственных качеств. И наоборот, преодоление различного рода трудностей в процессе учебно-тренировочных занятий воспитывает, развивает подростков. Возникает диалектическое единство и взаимосвязь нравственного сознания и профессионально-спортивной деятельности. Тренеры по боксу специально считают тренировку с максимальным напряжением умственных и физических сил одной из важнейших воспитательных, нравственных задач. Уже сама деловая атмосфера в организации учебно-тренировочной деятельности спортсменов на тренировках – готовность к занятию, четкое традиционное начало (приветствие, построение), постоянная занятость, максимальная загруженность, полное и рациональное использование каждой минуты тренировочного времени, заинтересованность тренера в успехе каждого – способствует формированию нравственных качеств у подростков. Организуя спортивные занятия воспитанников, важно научить работать согласованно, предъявляя не только сугубо спортивные, но и чисто нравственные требования друг к другу – вежливость, порядочность, внимательность, сострадание и т. д.

Выделим ряд обязательных условий, усиливающих эффективность нравственного воспитания подростков в процессе занятий боксом:

Для качественной постановки и решения проблемы педагогического содействия становлению нравственно-волевых качеств подростков в процессе занятия боксом необходимо определение феномена нравственного сознания личности подростка-боксера. Без четкого понимания его природы и специфики невозможно определить соответствующие приемы и методы педагогического воздействия на совершенствование нравственно-волевых качеств.

Список источников

  1. Беленький А. Г. Бокс: Большие чемпионы: второй после президента; Реквием по плохому парню.М., 2004.
  2. Бокс. Справочник. М.: Физкультура и спорт, 1976.
  3. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 114–123.
  4. Кабанов С. В. Развитие нравственно-волевой сферы юных боксеров на начальном этапе подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005.
  5. Кирпичник А. Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1980.
  6. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-педагогические проблемы руководства. М.: Просвещение, 1978.
  7. Леонтьев А. П. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  8. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников.М., 1989.
  9. Насыров М. Р., 2012 (Челябинск)
  10. Худадов Н. А. Психологическая подготовка боксера
  11. https://u.to/BJdlGg
  12. https://u.to/KZhlGg
  13. https://u.to/OJplGg