Описание и оптимизация бизнес-процессов компании
Понятие «бизнес-процессы» в последнее время весьма популярно и даже покрыто некоторым налетом мистики.
На самом деле все просто. Бизнес-процесс это набор действий, который выполняется в компании для получения заданного результата. Например, бизнес-процесс «Обслуживание клиента». От эффективности бизнес-процессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность компании.
Пример бизнес-процесса « Обслуживание клиента в кафе»:
Бизнес-процесс должен быть: а) описанным, б) оптимальным, и в) действительно выполняться согласно описанию. Именно от этого зависят результаты работы компании, в том числе и финансовые.
Владельцы и менеджмент компании получают следующие выгоды от формализации и оптимизации процессов:
- Четкое понимание того, как работает компания (зачастую в процессе описания разгораются ожесточенные споры).
- Стандартизацию процессов (когда они не описаны, каждый работник выполняет задачи в меру своего понимания и таланта)
- Повышение качества работ и управляемости бизнеса.
- Возможность осознанно улучшать деятельность компании (оптимизировать процессы), в т.ч. взаимодействие подразделений.
- Уменьшение зависимости бизнеса от человеческого фактора сотрудников, снижение требований к компетенции сотрудников и уровню их IQ , возможность найма более дешевого персонала.
- И, как следствие, повышение удовлетворенности клиентов, снижение издержек и рост прибыли.
А если в компании бизнес-процессы не описаны, то, скорее всего, в ней – бардак!
Формализация процессов – основа всей работы по построению в компании регулярного системного менеджмента
В России часто все происходит с точностью до наоборот: пытаются корректировать оргструктуру, писать положения о подразделениях, должностные инструкции, развивать ИТ-системы и выполнять иные работы ДО описания бизнес-процессов, а нередко и до формализации целей компании и ее стратегии. Как правило, подобные проекты приносят Заказчику мало пользы. Часто в дальнейшем приходится переделывать часть работ, когда выявляются нестыковки и противоречия.
Что касается компьютерных технологий, то их внедрение поверх «кривых» бизнес-процессов только вредит: «если автоматизировать бардак, то получится автоматизированный бардак».
Для описания бизнес-процессов на сегодняшний день разработаны десятки методологий, такие как ARIS, IDEF0, IDEF3, DFD и многие другие. Они сложны: изучение занимает порой несколько недель. Зачастую их применение в практической работе неоправданно, т.к. подобно выстрелам из пушки по воробьям. Естественно, это удлиняет и удорожает проект. А получаемые схемы потом малоприменимы на практике руководителями и сотрудниками. Поэтому в каждой ситуации я применяю МАКСИМАЛЬНО ПРОСТЫЕ СРЕДСТВА, которыми можно решить поставленную клиентом задачу.