ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы


Содержание

Введение

Современная ситуация в сфере духовных потребностей человека отличается чрезвычайным разнообразием и пестротой. На данный момент существует множество разнонаправленных процессов, характеризующих духовное состояние общества, как в целом, так локально, в пределах определённых регионов. История и современность демонстрируют, что духовное состояние общества не менее важно, чем его материальное благополучие, а порой имеет и первенствующее значение. Значительная роль в духовной сфере принадлежит религии. Религиозные процессы оказывают большое влияние общий духовный климат общества, состояние масс, коллективов и отдельных индивидуумов.

Закономерности возникновения, распространения, функционирования религий, их взаимодействия друг с другом и с иными формами общественного сознания были своими для каждой культурной области и временного промежутка. Анализ этих закономерностей позволяет адекватно реагировать на вопросы, возникающие в религиозной сфере, способствовать соблюдению законности, улучшать духовное состояние общества, которое находится в неразрывной связи с материальным.

1. Актуальность темы

Актуальность исследования проблемы реинкарнации обусловлена высокой степенью распространённости данной идеи во многих религиозных и духовно-философских системах. В связи с тенденциями глобализации наблюдается взаимопроникновение религиозных смысловых конструктов в разных частях земного шара в разных же религиозных системах. Идея реинкарнации не исключение: до недавнего времени считавшаяся сугубо восточным учением, идея перевоплощения душ находит отражение и во многих западных религиях, что породило вопрос об универсальности идеи реинкарнации и о явной или косвенной включённости её в большинство религий мира. Всестороннее изучение проблемы реинкарнации в мировых религиях является средством к урегулированию отношений между её сторонниками и противниками, ведь подобные отношения зачастую имеют конфликтный характер.
Украина является одним из самых динамичных государств в сфере религиозных процессов. Вопрос инкорпорации идеи переселения душ в религиозные системы, традиционно распространённые на территории Украины представляется весьма актуальным и при этом малоизученным. Феномен «бытовой религиозности», которая может включать элементы, не относящиеся к традиции, религиозный «фьюжн» среди определённых слоёв общества, соотношение неосознанной веры с чёткими постулатами того или иного учения – вот те сопутствующие проблемы, без которых не представляется возможным на сегодняшний день составить объективное представление о религиозных процессах в Украине.

2. Цель и задачи исследования, практические результаты, научная новизна

Цель магистерской работы –  выявление характера представлений о реинкарнации в религиозной культуре христиан современной Украины. 

Основные задачи исследования:

  1. Выяснение содержания понятия реинкарнации. Анализ сущности учения о реинкарнации в восточных религиозных и духовно-философских системах.
  2. Анализ проблемы наличия и роли представлений о реинкарнации в христианском вероучении и произведениях христианских авторов.
  3. Изучение особенностей представлений о реинкарнации в религиозной культуре христиан современной Украины (на примере г. Донецка)

Практические результаты. В ходе выполнения работы был проведён социологический опрос в декабре -  январе 2011-2012 гг. в рамках г. Донецка среди различных слоёв населения на предмет их понимания и отношения к идее реинкарнации. В вопросе приняли участие как слушатели богословских курсов, имеющие чётко постулированные взгляды на христианство и сформулированный Символ Веры, так и среднестатистические граждане, причисляющие себя к христианам, однако не ведущие активной церковной жизни. Решение поставленных в работе задач позволило установить определённые закономерности взаимодействия идеи реинкарнации с традиционно христианскими идеями, а также сделать выводы относительно степени культурной глобализации и интеракции. 

Научная новизна. На данный момент существует довольно обширный пласт литературы, посвященный проблеме реинкарнации, в том числе и существовании идеи переселения душ в христианстве. Тем не менее, до сих пор не было предпринято попытки научно охарактеризовать степень внедрённости идеи реинкарнации в религиозную культуру христиан. Принцип объективности исследования предусматривает работу с фактическим материалом. Аргументы конфессионального характера рассматриваются в работе лишь как часть объекта исследования. Новизна исследования также состоит в том, что помимо общих выводов работа имеет приложение к конкретной пространственно-временной локации, рассматривая ситуацию в современной Украине.

3. Обзор исследований и разработок

Проблема реинкарнации получила разработку в научных трудах таких авторов,  как: Ян Стивенсон, этот канадский – американский психиатр занимался проблемами реинкарнации с научной точки зрения, он изучал случаи, когда люди вспоминали тот момент, что уже жили раньше, приводили факты которые возможно проверить и события, связанные с гипотетической прошлой жизнью [7]. Раймонд Моуди рассказывал о реинкарнации, как о том,  что наша жизнь всего  лишь звено в цепочке нескольких жизней,  прожитых ранее. Его книга  заставила многих людей заинтересоваться своим прошлым, поставила перед наукой ряд вопросов, на которые не было ответов [4]. Доктор Моррис Нетертон представил метод в книге под названием: "Терапия прошлых жизней", который подчеркивал ключевые слова и фразы из самописьменных сообщений его субъектов. Доктор Эдит Фиор тщательно сосредоточила ее работу над случаями, связанными с одержимостью и развила терапию против нее. Д-р Д. Скотт Рого представил краткую информацию об исследованиях перевоплощений до 1985 года, и указал на суть дискуссии между исследователями реинкарнации и скептиками. Д-р Джоэл Уиттон отметил и провел исследование случаев, связанных с психологическим феноменом знания иностранных языков, не изучая его когда-либо.

Доктор Роджер Вулджер, с особенно глубоким пониманием аналитической психологии, развил метод исследования перевоплощения, которая предполагает и теорию и практику. Кэрол Боумен с абсолютной уверенностью досказывает реальность и возможность перевоплощений, на основе упоминания смерти, Браун Сильвия в своих исследованиях рассуждает над тем, что человек сам выбирает мир, в котором он собирается жить [1]. Наши души неоднократно переселяются из одного мира в другой.

Кристофер Бейч занимается рассмотрением  ритмов  человеческой жизни. Ему присуща идея о том, что жизненные круги (циклы) человека нужно воспринимать как движение от рода к рождению, где смерть промежутное звено [2]. Майкл Ньютон поддерживает идею того, что после смерти душа выходит из тела и отправляется «домой». До той поры, когда души возвращаются к тому месту, которое они называют домом, земной аспект их бытия изменяется. Их нельзя называть людьми. Душа имеет возможность одновременно  жить в нескольких телах [5].

Анн Анселин Штуценбергтн исследует проблему синдрома предков. Каждый из нас является звеном в цепочке поколений и очень часто нам приходится расплачиваться за долги предков [6]. Мы менее свободны, чем кажется с первого взгляда. Долорес Кеннон, в настоящее время один из основателей  регрессивной терапии, провела 10 лет, исследуя архивы в поисках подтверждений.

П. Рамстер, при общении со своими пациентами ссылается на описание ими большого  количества деталей прошлого, имена людей и мест, где они жили ранее. В 1983 г. Рамстер и местные историки искали в архивах указанные данные. Некоторые деревни, названные под гипнозом, были найдены на старых картах. Другие деревни больше не существовали, но многие упомянутые названия оказывались правильными. Исследование Рамстера было почти полностью проигнорировано научным сообществом.

Карл Саган ученый и скептик был членом-соучредителем группы, которая занималась такой проблемой как разоблачение ненаучных исследований. Конечно, сказать, что он верил в реинкарнацию было бы слишком громко,  но то, что  он полагал, что этим исследованиям должно быть уделено более серьёзное внимание, и отклонить их без исследования и обсуждения было бы ненаучным уже говорит о его заинтересованности данным вопросом. А как говорится, нет дыма без огня!


4. Идея реинкарнации в религиозной культуре христиан

Одним из ключевых понятий, характеризующих развитие современного мира, является понятие глобализации. Принято считать, что глобализация – это совокупность процессов, ведущих к появлению единого общемирового экономического, политического, экологического, культурного пространства. Глобализацию как феномен общественной жизни сопровождает интеграция – процесс взаимопроникновения различных элементов двух участвующих в ней субъектов. Элементы эти могут быть различны – от капиталовложений и инвестиций до привычек и поведения и особенностей повседневной кухни населения.

Нас интересует, прежде всего, взаимодействие религиозных представлений тех культур, которые вольно или невольно включаются в процесс глобализации. Благодаря ситуации в современном мире, идеи и учения, распространённые в одних культурных ареалах, переходят на иную культурную почву и зачастую приживаются там, определённым образом видоизменяясь. Кроме того, на понимание каждой религии либо духовно-философского учения неизбежно влияют некие общие закономерности современной духовности.

Не стало исключением и учение о реинкарнации. Реинкарнацию традиционно понимают как бессмертное существование души, которая периодически возрождается в различных телах, которые, в свою очередь, смертны [5]. Процесс перерождения имеет свои закономерности, которые та или иная традиция трактует по-своему.

Учение о реинкарнации было традиционно присуще восточным религиозным и духовно-философским системам, как то: индуизму, джайнизму, буддизму. Однако с началом глобализационных процессов в кон. XIX в., когда образованные европейцы начинают проявлять интерес к восточным культурам, а представители последних, в свою очередь, начинают адаптировать свои воззрения к европейскому восприятию и выезжать за рубеж, идея реинкарнации в числе многих других восточных идей начинает приобретать популярность на Западе [11].

Animation 

Рис. 1. Распространение учения о реинкарнации в 

мире под действием глобализации. 

(Анимация, 5 кадров, 7 повторений, 127 кб.)

Первоначально идея реинкарнации на Западе имела элитарный характер – ею интересовались философы, историки, просто образованные люди. Значительный толчок в развитии уже чисто западного понимания реинкарнации был получен в результате распространения в Европе различных эзотерических обществ. С конца 50-х гг. XX в. увлечение Востоком становится массовым, восточные философские и религиозные идеи, а также предметы быта и культуры внедряются в повседневную жизнь европейцев и американцев. Идея реинкарнации вызывает интерес и у христиан, преимущественно протестантов евангелического и пятидесятнического толка [9].

Появляются труды в основном богословского, конфессионального характера, посвящённые доказательству существования идей о переселении душ в христианстве. При этом официальная позиция традиционных христианских конфессий, таких как православие и католичество, в отношении реинкарнации была сдержанной. Сторонники идеи реинкарнации в христианстве обращаются к текстам Священного Писания и наследию Отцов и учителей Церкви. Существует мнение, что само по себе учение о переселении душ отнюдь не чуждо традиционной европейской духовности. Ещё в древнегреческой среде оно существовало в виде представлений о метемпсихозе. В дальнейшем оно было впитано христианством через Отцов, учителей Церкви и церковных писателей. Это было связано с тем, что христианская традиция формировалась преимущественно на Востоке (европейском) – в Греции, Малой Азии, Северной Африке. Христианские богословы опирались в том числе и греческую философию [12].

Разумеется, многие церковные авторитеты высказывались и против учения о предсуществовании и переселении душ. Уже в современности это породило некий спор между сторонниками и противниками существования реинкарнации в христианстве. Как первые, так и вторые руководствовались отрывками из Священного Писания и Предания, но интерпретация их была различной.

Несмотря на холодное отношение к реинкарнации со стороны традиционных конфессий, её сторонники находятся и в среде последних. Однако здесь имеет место специфическая ситуация. С одной стороны, ни католическая церковь, ни какая-либо из православных церквей не высказывались отрицательно о реинкарнации в специальных официальных документах либо на вселенских или поместных соборах. С другой стороны, частное богословское мнение представителей чаще отрицательное. Но как раз в среде традиционного христианства, и в особенности, православия, вера в переселение душ бытует не на уровне чёткого исповедания, а скорее как не до конца осознанное представление. Такая ситуация типична для феномена т. н. бытовой религиозности [8].

Бытовая религиозность характерна для людей, не получивших специальное христианское воспитание и катехизацию, но живущих к среде, исторически христианской. В процессе социализации человек ассоциирует себя с православным сообществом, употребляя местоимение «мы». Однако он не ведёт активной церковной жизни и часто имеет достаточно смутное представление о догматике христианства. Религиозность в этом случае формируется не в результате целенаправленного усвоения определённых положений, касающихся предмета веры и поведения, а спонтанно, на примерах и стереотипах, распространённых в повседневной среде.

Не имея чётких ограничительных рамок, бытовая религиозность может впитать в себя элементы, изначально не присутствующие, к примеру, в православии. При этом в основных положениях верующий может быть весьма последователен. В результате вышеупомянутых роцессов христанство начинает включать элементы, заимствованные из других культур и традиций. Так же происходит и с реинкарнацией [10].

Украина является весьма показательным примером тех процессов, в религиозной сфере, которые типичны и для всего мира. Однако активность и динамика этих процессов в Украине выше, чем, например, в Европе. Это объясняется тем, что Украина долгое время находилась за «железным занавесом», а проявление религиозности не поощрялось.  «Религиозный бум» 90-х годов показал, что духовный «спрос» на религию в постсоветском обществе чрезвычайно высок. К тому же, ухудшение экономического и общественного положения также сыграло свою роль в росте количества религиозных организаций благодаря компенсаторной функции религии. Многие проявления экстраординарной религиозности присущи именно Украине вследствие общей ситуации в стране, что несвойственно для Европы и Америки. К тому же, исследование украинского пространства как нельзя лучше даёт понятие о бытовой религиозности.

   При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение — декабрь 2012. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Выводы

Результаты социологического опроса, проведённого в рамках работы, в целом подтверждают заявленные тезисы. Случаев чёткого и прямого исповедания реинкарнации действительно мало, однако значительно больший процент верующих признают перевоплощение душ в косвенном либо не до конца осознанном виде. Причём степень христианской образованности, катехизации имеет обратно пропорциональную связь с количеством сторонников реинкарнации в этой среде. Это свидетельствует, что религиозность основной массы христиан, лояльно относящаяся к идее переселения душ, имеет именно бытовой характер, в то время как детальное знание догматики, христианских источников и традиции отрицательно сказывается на поддержке человеком учения о реинкарнации.

Проделанная работа не рассматривает вопросы истинности утверждений о наличии или отсутствии реинкарнации в христианстве. Поскольку вопрос реинкарнации никогда не был принципиально разработан в христианстве, то некоторые моменты, или даже намеки на них, возможно, толковать так, как удобно, в ту или иную пользу, противников или сторонников. Работа рассматривает именно проблему существования или не существования этой идеи, поэтому любое мнение по этому поводу будет полезным.

Список источников

  1. Браун  Сильвия, Харрисон Линдсей. Жизнь на другой стороне. М.: София, 2007. – 114с.
  2. Бейч Кристофер М. Круги жизней: реинкарнация и паутина жизни. М.: София, 2003. – 320с.
  3. Гроф Станислав. Психология будущего. М.: Изд-во Трансперсонального инс-та, 2000. – 464с.
  4. Моуди  Раймонд. Жизнь после жизни.  М.: София, 2003. – 79с.
  5. Ньютон  Майкл. Предназначение души. Жизнь между жизнями.  Спб.: Будущее земли, 2002.
  6. Штуценберген Анн Анселин. Синдром предков. – М.: Изд-во института психиатрии, 2001. – 238с.
  7. Стивенсон Ян. 20 случаев  предполагающих возможность реинкарнации. – МакФарленд и К ˚,  2001.
  8. Диакон Андрей Кураев. Буддизм и христианство.  Спб.: 2002.
  9. В.Шохин. Доктрина реинкарнации и христианство.  М.: 2008.
  10. Ю.Максимов Православные святые о реинкарнации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.angelologia.ru/sp/345_o_reinkarnatzii.htm
  11. Блаватская Е. П. Перевоплощение. // Переселение душ. Сборник.  М.: 1994.  48.
  12. Прот. Георгий Флоровский. О воскресении мертвых // Переселение душ. Сборник.  М.: 1994.