Графика: тушь и перо. Основные приёмы
- Описание материалов, инструментов
- Подходы и техники
- Примеры собственного стиля
- Список источников
- Обзор аналогичных тем магистров прошлых лет
Описание материалов, инструментов
Рисунок тушью - всего лишь один из способов изображения предметов. И он отмечен как сложностями, так и уникальными достоинствами.
Очевидно, что для рисования тушью требуется перо и бумага. Излишне говорить, что при теперешнем богатстве выбора художественных принадлежностей для рисования не так легко подобрать то, что необходимо. [1]
В первую очередь стоит отметить, какая бумага будет наиболее подходящей для данного вида графики. Для меня наиболее подходящей стала акварельная бумага Гознак
плотностью 200мг/м2 с текстурой Скорлупа
. С ней легко работать, она отлично впитывает тушь и довольно стойко переносит частую работу ластиком. Так же в моём арсенале побывала пастельная бумага Tiziano Brina – чуть меньше плотность (160мг/м2), но довольно любопытная текстура, содержащая в себе мелкие ворсинки, что предает работе особый колорит, и необычный цвет (голубовато-серый).
Есть ещё такой нестандартный вариант – калька. Её плюсы: линии выходят более плавными, нежели на текстурных бумагах и удобно работать с черновиками – нужно просто приложить к черновому листу и обвести по контуру, тем самым можно обойтись без лишних стираний. Но есть и несколько минусов, таких как то, что калька не плотная, плохо впитывает тушь и её можно легко размазать. Так же калька может деформироваться от тепла руки и от пота. Последнего минуса можно избежать, если подкладывать под руку лист бумаги или же работать в хлопковых перчатках.
Тушь
Существует три вида туши:
- водостойкая тушь (изготавливается на основе природной смолы - шеллака - и не смешивается с водой);
- неводостойкая (даже после высыхания ее можно разбавить водой и растереть);
- жидкая акриловая (ее можно разбавить водой для нанесения светлых или полутемных мазков, но после высыхания она приобретает водостойкость). Подобно другим красителям, тушь выпускается в широкой цветовой гамме.
Водостойкая тушь.
Нерастворимая после высыхания, такая тушь производится из растворимых красителей на основе шеллака. Она гуще водорастворимой туши, после высыхания образует слегка блестящие пятна и подходит для тонкой работы. При этом тушь быстро пачкается, так что кисти и перья перед использованием следует тщательно чистить (не стоит использовать перьевые авторучки). Жидкая акриловая тушь - особый вариант водостойкой туши. В отличие от туши на основе шеллака, для ее изготовления обычно используют не соединения-красители, а нерастворимые пигменты, от которых она принимает их светостойкость. Акриловую тушь не следует смешивать с тушью на основе шеллака. При высыхании тушь меньше блестит.
Водорастворимая тушь.
Неводостойкая тушь не содержит шеллак, а ее сухое пятно можно размыть водой. Такая тушь впитывается в бумагу сильнее своих водостойких аналогов и становится матовой после высыхания. Ее широко используют для лессировок поверх водостойкой туши.
Жидкая акриловая тушь и жидкая акварель.
Акриловая тушь становится водонепроницаемой после высыхания, а основные ее цвета являются светостойкими. Ее можно использовать и как тушь на основе шеллака, но не стоит смешивать с последней. Жидкая акварель бывает разных цветов, но, как и обычная акварель, она может поблекнуть на ярком свету.[2]
И пара слов об инструментах
Есть перья для письма, а есть перья для рисования. Перо для письма по сравнению с обычным, для графических работ, имеет более широкий наконечник. Существует множество различных классификаций перьев в зависимости от типа письма или рисования, но, в общем, их можно разделить на 3 большие группы – ширококонечные (плакатные), остроконечные, и рондо (со скруглённым кончиком)[3]
В своих работах я использую несколько остроконечных перьев и одно рондо, по причине того, что последнее имеет всегда одинаковую толщину линии вне зависимости от нажатия на него (это требуется не часто, например, чтобы сделать ровный контур вокруг персонажа), а остроконечные разняться толщиной кончика. Так же для перьев у меня есть 2 деревянных держателя.
Перья,которые я использую в работе(слева на право): Hiro Leonardt №700, Hiro Leonardt №41, Lieno Leonardt №40, Leonardt №300, Rondo 3/4
Коробочка для перьев Leonardt Victorian Style из нержавеющей стали
Не стоит забывать о том, что перья требуют ухода в процессе работы: их периодически нужно протирать сухой тряпочкой или салфеткой, дабы удалить излишки туши. А после окончания работы следует аккуратно промыть и вытереть.
Подходы и техники
Техник исполнения тушью довольно много. Самая распространенная техника рисования пером – штриховка. Различают параллельную штриховку, зигзагообразную, перекрестную. Также для передачи объема используют изогнутые линии. При этом для полноты передачи рисунка комбинируют толщину штриха.
Виды штриховок (Источник: Demiart.ru)
Отдельно следует отметить точечную технику исполнения. Это самая трудоемкая работа с тушью. Объем в рисунке достигается посредством тоновой растяжки от светлого к тёмному, плотности нанесения и диаметра точек.
В работе с кистью используют заливку. При заливке закрашиваются формы и элементы рисунка сплошным равномерным слоем. Могут использоваться как сплошной цвет, так и полутона.
Так же различают технику нанесения белой туши на черную бумагу. С помощью ручки, кисти или пера высвечивают детали и формы на заранее подготовленной черной поверхности.
При использовании индийских или китайских чернил применяется техника негатива. На толстый картон наносится черной тушью форма, а затем острым предметом вскрывается белый цвет. Таким образом, прорисовываются детали рисунка.[4]
Примеры собственного стиля.
Из выше причисленных техник я чаще всего использую параллельную или перекрёстную штриховку, иногда сочетая с акварельными карандашами с имитацией китайской туши, что даёт довольно интересный, на мой взгляд, эффект. В своих иллюстрациях я придерживаюсь одной цветовой палитры – серый, белый, чёрный, иногда добавляя, для контрастности и атмосферности или же когда того требует моя идея (а может заказчик), золотую гуашь и немного акварели, чтобы задать настроение в работе.
Ниже приведены мои работы с использованием техники тушь-перо
.
Список источников
- Карл Глассфорд. Рисунок пером и тушью.[Электронный ресурс]
- Перья, чернила и тушь.[Электронный ресурс]
- Рисованье тушью. Про инструменты.[Электронный ресурс]
- Особенности рисования и техники исполнения тушью.[Электронный ресурс]
Обзор аналогичных тем магистров прошлых лет
-
Попова А. Н. Изобразительное искусство
Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2016 г.
-
Лунтовская А. А. Живопись в моей жизни
Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2015 г.
-
Куринная М. О. Живопись
Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2014 г.
-
Личканенко И. С. Живопись и графика в моей жизни
Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2013 г.
-
Никуленко Е. Д. Творчество в моей жизни
Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2011 г.
-
Костецкая Г. Ю. Масляная живопись
Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2010 г.
-
Быкадорова О. Н. Мое хобби — рисование
Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2010 г.