Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Сущность и задачи кадровой политики и кадровой стратегии предприятия
- 4. Методы комплексной оценки персонала
- 5. Мероприятия по совершенствованию кадровой политики предприятия
- Выводы
- Список источников
Введение
Главное назначение управления персоналом состоит в том, чтобы руководствоваться в осуществлении деятельности по управлению персоналом не только интересами предприятия, но и действовать с учетом трудового законодательства и ориентации на принятие курса социальных программ.
Важной особенностью развития теории и практики отечественной кадровой политики в условиях перехода к рынку является то, что ее становление протекает под воздействием стереотипов управления персоналом, доставшихся от идеологизированной кадровой политики предшествующих лет, а также неспособность многих руководителей адаптировать зарубежный опыт к нашему состоянию общественных отношений.
1. Актуальность темы
Актуальность выбранной темы состоит в том, что кадровая политика на современном предприятии является мощнейшим инструментом обеспечения конкурентоспособности и развития. Грамотная кадровая политика позволяет не только контролировать текущую ситуацию, но и моделировать необходимые реорганизации структур управления, вытекающие из изменения потребностей предприятия.
2. Цель и задачи исследования
Цель исследования состоит в том, что на основе системного подхода необходимо разработать механизм совершенствования формирования и управления кадровой политикой.
В рамках работы стоят следующие задачи:
- Изучение научно-методической литературы, имеющегося опыта кадровых служб других предприятий, а также действующих норм трудового законодательства.
- Уточнение сущности кадровой политики и алгоритма ее разработки.
- Проанализировать состояние кадровой политики предприятия, выявить ее основные недостатки, исследование действующих направлений и методов работы с персоналом.
- Предложение плана конкретных кадровых мероприятий, в рамках рекомендованной кадровой политики.
В качестве объекта исследования является процесс формирования и управления кадровой политики предприятия.
Предметом исследования выступает проектирование кадровой политики предприятия, как возможность усовершенствования системы управления персоналом.
3. Сущность и задачи кадровой политики и кадровой стратегии предприятия
Оценка системы управления персоналом предприятия до настоящего времени остается проблематичной в силу объективных факторов, к которым в первую очередь можно отнести разнонаправленность различных подходов к этому вопросу [1, с. 106].
Кадровая политика предприятия определяет цели, необходимые в отношении к внешнему окружению, а также предприятию для руководства персоналом. Основанием для кадровой политики предприятия служит связь с функцией мотивации и главным направлением является создание эффективной рабочей силы [2].
Сущность кадровой политики заключается работой с кадрами, которая отвечает концепции развития предприятия, а именно, является составляющей стратегически направленной политики предприятия.
Функция кадровой стратегии заключается в определение методов, которые поспособствуют предприятию при получении необходимого персонала [3].
Предприятиям, подходящим к созданию кадровой политики более серьезно, необходимо придерживаться принципам, а именно, основной принцип характеризуется тем, что в равных частях должны достигаться индивидуальные и организационные цели.
Главные принципы кадровой политики предприятия приведены ниже
- Управление персоналом предприятия (основной). Одинаковая потребность в достижении индивидуальных и организационных целей (потребность в поиске справедливых компромиссов среди административного отдела и рабочим персоналом);
- Подбор и расстановка персонала. Соответствие по профессиональной подготовке и достижений индивидуальности (возможности работника, соответствующие объему работ и ответственности. Уровень знаний необходимый для определенной должности. Опыт работы, руководящие способности и др.);
- Создание и подготовка резерва для назначения на руководящие должности. Конкурентоспособность, проверка знаний на соответствие занимаемой должности и регулярная оценка индивидуальных качеств и способностей (подбор кадров на конкурсной основе. Создание резерва на определенную должность. Уровень соответствия кандидата на должность в данное время. Анализ результатов деятельности и др.);
- Оценка и аттестация персонала. Отбор показателей и квалификация оценки, исполнение заданий (система показателей, основанная на целях оценки, а также критериях и частоты оценок. Выявление профпригодности необходимой для определенного вида деятельности. Оценка результатов деятельности);
- Развитие персонала. Повышение квалификации, самовыражение и саморазвитие (потребность в систематическом пересмотре должностных инструкций, необходимых для развития кадров. Способность и возможность саморазвития);
- Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда. Оплата труда, соответствующая выполнению объема работ и правомерное сочетание стимулов и санкций мотивации (эффективная система оплаты труда. Конкретность описания задач, обязанностей и показателей. Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда).
Для создания кадровой политики требуется принимать во внимание как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на работу организации (их состояние на данный момент и прогнозы изменения).
Внешние
- Стабильность в сфере экономики и политических факторов, и законов, создающих атмосферу для работы предприятий.
- Вероятные скачки спроса на товары или услуги организации, а также повышение конкурентности.
- Конъюнктура рынка труда (уровень квалификации специалистов областного рынка, степень оплаты на отраслевом и региональных рынках труда и др.).
- Уровень воздействия профсоюзов на работу организаций.
- Требования трудового законодательства, а также законодательства о занятости и социальной защите населения, степень «жесткости» санкций в этой области.
- Качества принимаемых сотрудников в том регионе, где осуществляет деятельность организация (отношение кадров к работе, рабочему распорядку и т.д.).
- Задания программ социально-экономического развития республики, а также задания региональных программ социально-экономического развития и программ занятости населения (в большей части для предприятий государственной формы собственности).
Внутренние
- Стратегия продвижения организации.
- Особенность работы организации, специфика технологий и форма управления.
- Экономическое состояние организации, ее капитал и уровень затрат на персонал.
- Количественная и качественная оценка рабочих мест.
- Кадровый потенциал организации (количественная и качественная оценка работников, половозрастная структура работающего персонала).
- Качества, обособленные культуре предприятия (коллектив, где «трудоголизм» является нормой, а работникам у которых семья считается первоочередной ценностью, будет сложно «прижиться»).
- Форма собственности предприятия, в связи с тем, что кадровая политика государственных и частных компаний значительно отличается.
- Субъективная оценка собственников компаний: их ценности, убеждения и установки по поводу сотрудников, избираемый стиль в руководстве и т.д.
4. Методы комплексной оценки персонала
Оценка персонала на предприятии является одним из важных аспектов практики и теории управления. Коллектив любого предприятия должен быть в состоянии реализовать цели компании, исходя из ее ценностей. Для формирования и поддержания сильного коллектива, для достижения поставленных стратегических задач администрации необходимо системно проводить оценку работников с помощью различных существующих методов.
Популярные методы оценки персонала:
- Личностные опросники – состоят из списка вопросов или суждений. Благодаря тому, что в опроснике можно спросить про что угодно, существует много разных типов опросников разного предназначения. К личностным опросникам относятся и такие "монстры", как Hogan, MMPI и 16-PF, диагностика темперамента по Стреляу, Айзенку, Русалову и простые опросники, состоящие из 10-20 вопросов. Как правило личностные опросники диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных отношений, мотивационную и эмоциональную сферу.
- Тесты способностей – батареи вопросов, направленных на диагностирование уровня общих или специализированных способностей: интеллекта, креативности, вербальные способности, абстрактное мышление.
- Интервью по компетенциям – получение информации о поведенческих характеристик человека.
- S (situation) – ситуация. Каков был общий контекст?
- T (target) – цель. Какую цель перед собой ставил интервьюируемый?
- A (action) – действие. Что конкретно он сделал?
- R (result) – результат. К чему это привело?
- Problem – проблема, сложность;
- Action – предпринятые действия;
- Result – результат;
- Learned – полученный урок, сделанные выводы;
- Applied – как впоследствии применялся этот опыт.
- Метод «360 градусов» позволяет оценить сотрудника со всех сторон, «по кругу». В идеале список оценивающих выглядит так:
- сам сотрудник, который ставит себе оценки по заданным критериям;
- непосредственный начальник;
- коллеги или другие руководители;
- подчиненные (если есть);
- в некоторых случаях - клиенты, которые общаются с оцениваемым.
- Ассессмент – центр стандартизированная многоаспектная оценка персонала, основанная на моделировании ключевых моментов деятельности отдельных сотрудников для выявления имеющихся у них личностно-деловых профессионально значимых качеств и определения соответствия компетенций кадрового состава организации ее целям, стратегии, корпоративной культуре.
- Аттестация персонала – периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.
- Оценка по KPI. Технология Performance Management (управление эффективностью работы) представляет собой усовершенствованный вариант метода управления по целям (МВО - Management by Objectives), повышающий управляемость организации.
Принц STAR:
Модель PARLA, сфокусированная на развитии:
5. Мероприятия по совершенствованию кадровой политики предприятия
В настоящее время экономика стоит перед задачей совершения небывалого прежде инновационного прорыва. В этих условиях ключевое значение в экономике начинает играть кадровая политика, поскольку именно профессионально подготовленные кадры способны обеспечить успех модернизации экономики. При этом необходимо учитывать, что кадровая политика предприятия определяется целями его деятельности, а первоочередной задачей каждой организации в условиях свободного рынка становится повышение эффективности производства, гарантированное достижением максимальной прибыли [6, с. 98].
К задачам кадровой политики, наряду с текущими административными вопросами, относятся следующие задачи:
- подготовка кадров и повышение квалификации персонала;
- планирование производственной кооперации между различными подразделениями;
- мотивация персонала к работе;
- информационное обеспечение деятельности работников;
- мероприятия, направленные на улучшение социального климата в трудовом коллективе.
Систематизация набора элементов, входящих в систему контроллинга состоит из четырёх подсистем: методологии, структуры, процесса и техники контроллинга.
Процесс контроллинга представляет: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Структура системы контроллинга включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм персонала. Техника контроллинга включает: компьютерную и организационную технику, сети связи (внутренние или внешние) систему документооборота.
Таким образом, модель эффективной кадровой политики включает: метод управления персоналом по прецедентам, когда состояние объекта управления сравнивается с прецедентами из заранее накопленной базы данных; для решения проблемы дублирования функций необходимо освободить бухгалтера от необходимости решения кадровых вопросов и осуществить найм менеджера по персоналу; в целях совершенствования процесса определения потребности в кадрах предлагается использовать метод, основанный на трудоемкости рабочего процесса; для прогнозирования численности персонала может использовать метод экстраполяции; внедрение на предприятии системы контроллинга позволит повысить эффективность всего процесса управления персоналом [7, с. 56].
Выводы
Кадровая политика исходит из общей концепции развития предприятия и включает в себя весь комплекс условий, влияющих на деятельность персонала и его развитие: финансовую и техническую политику, коммерческую и инновационную деятельность, анализ Внешней и внутренней среды и т.п.
На основе обзора экономической литературы определены сущность и задачи, факторы, методы кадровой политики предприятия.
Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но и обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне.
Список источников
- Мироседи, С. А. Подходы к оценке системы управления персоналом / С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи, Н.С. Савченко // Актуальные региональные вопросы экономики и управления в условиях инновационной экономики материалы науч.-практ. конф. студентов: тезисы докладов ВПИ (филиал) Госуд. образов. учрежд. Высш. професс. Образования «ВолгГТУ»; М.К. Старовойтов (гл. редактор) 2016. – С.106-108.
- Центр управления финансами. Кадровая политика. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Kadroviku/Kadrovaya-politika.php. (дата обращения 18.12.2016).
- Филиппова, Т.А. Совершенствование кадровой политики ФГУП «Почта России» / Т.А. Филиппова, Д.А. Гриева // ЭНЖ 3В «Рынок труда и управление человеческими ресурсами» Выпуск 1(5) Январь-Апрель 2014.
- Сирченко, А. Е. Кадровая политика как инструмент управления персоналом. [Электронный ресурс] / А. Е. Сирченко // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 496-499. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/92/20172/ (дата доступа 18.12.2016.).
- Экономика – экономика предприятия. Внешние и внутренние факторы функционирования организации. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://finlit.online/predpriyatiya-ekonomika/vneshnie-vnutrennie-faktoryi-11175.html. (дата обращения 18.12.2016).
- Алавердов, А. Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е. О. Куроедова, О. В. Нестерова. – Москва.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c.
- Кадровик. Кадровый менеджмент, 2008, № 4, с. 27.