Айдентика и брендинг
Брендинг
Прежде чем говорить о брендинге, необходимо дать определение понятию бренд
, поскольку именно вокруг него разворачивается процесс брендинга.
Бренд – это нематериальные образы, ценности, ассоциации, возникающие в сознании потребителя. Ожидания и надежды, которые люди возлагают на товар, предлагаемый компанией[1].
Если бренд – сложившийся уровень восприятия, доверия и отношений между компанией и её клиентами, то брендинг – всегда процесс. Это заданная стратегией эволюция, непрерывное развитие бренда усилиями маркетологов, топ-менеджмента и партнерского агентства. Другими словами, длительное целенаправленное формирование путём создания новой ценности (материальной или эмоциональной) «обещания», повышающего привлекательность бренда в сознании потребителя.
Бренд является одним из главных аспектов маркетинговой области, представляет собой торговую марку, имеющую социальную и культурную значимость, узнаваемую в обществе каждым его членом. Создание бренда несет в себе не только разработку логотипов, лозунгов – это создание целого корпоративного образа. Он определяет деятельность компании, качество сервиса, ведение дел, обещания, общение с потребителями, ассоциации, впечатление в социуме. Таким образом, видно, что брендинг неосязаем и присутствует только в сознании потребителей.
Следует четко понимать из каких составляющих складывается бренд, а именно:
- Имя – основной элемент узнаваемости, при его выборе нужно помнить, что оно, как и людям, дается на всю жизнь. Оно всегда остается неизменным, несмотря на возможность изменения рекламной концепции.
- Дескриптор – разъяснение того, чем занимается компания, т. е. это подпись к торговой марке.
- Слоган – уникальная фраза, способная выразить идею и философию компании.
- Идентификационная система – это обязательное условие для привлечения внимания потенциальных потребителей.
- Коммуникационные носители отражают идею, коммуникационная стратегия бренда определяет их выбор (интернет, радио, пресса, телевидение)[1].
Бренд необходим для разработки образа компании, его развития, роста популярности, создания долгосрочной связи с потребителями.
Процесс брендинга включает в себя несколько основных этапов:
- Исследование бизнеса и рынка. Анализ рынка, факторы и тенденции развития, классифицируют игроков на рынке, исследуют конкурентов, продукты и сервисы. Определение и исследование целевой аудитории – сегментация и анализ психологических типов, выявление проблем, мотивов, ценностей, интересов, потребностей.
- Бренд стратегия. Формирование платформы бренда, тональности и стиля общения с целевой аудиторией, миссия и ключевая метафора бренда, позиционирование бренда.
- Пользовательский интерфейс бренда (айдентика или фирменный стиль).Проработка внешнего интерфейса – визуальных и вербальных атрибутов. Сюда входят нейминг, слоган, логотип, дескриптор, логотип, разработка всех необходимых носителей фирменного стиля.
- Паспортизация бренда. Разработка паспорта стандартов бренда, руководства по фирменному стилю, гайдлайны, мерч-бук, кайт-бук и т.п.
- Внедрение (реализация) фирменного стиля. Разработка коммуникационной стратегии. Продвижение бренда с помощью рекламных кампаний и визуальных атрибутов. Через все необходимые и доступные каналы коммуникаций [2].
Процесс брендинга – это сообщение пользователю о характеристиках, ценностях и атрибутах, которые разъясняют, что такое конкретный бренд. Чтобы донести это сообщение используются элементы айдентики бренда (вербальные и визуальные).
Айдентика
Айдентика бренда – это внешний визуальный интферфейс бренда. Проще говоря: все, что можно видеть, относится к айдентике. Начиная с типографики, цветов, логотипа, системы идентичности, переданной через макет, композицию, графику упаковки, графику в социальных сетях, веб-дизайн и многое другое.
Количество составляющих айдентики бренда, полностью зависит от того, сколько точек касания (приложений) необходимо разработать. Следовательно, целью дизайнера становится поиск артефактов, рассказывающих историю бренда, и осмысленное привлечение людей к данному бизнесу.
К элементам идентификации бренда относятся вербальные и визуальные коммуникации. Вербальные инструменты проявляются через имя (бренд-нейм), слоган, мелодию, дескриптор, интонации и стиль общения.
Визуальные коммуникации включают в себя:
- Логотип – композиция, использование, размещение на разных фонах, положение дескриптора и слогана.
- Цвет, фон, графика – фирменные цвета и комбинации, фон, графические элементы и композиции.
- Шрифты и типографика, шрифтовые блоки.
- Фирменная документация – визитки, бланки, конверты, папки.
- Упаковка товара – оформление отдельных предметов и коробок, этикетки, наклейки.
- Иллюстрации – фотографии, изображения, фирменные иконки.
- Диджитал – внедрение айдентики на сайт и в социальные медиа, шаблоны презентаций, веб-баннеры.
- Рекламные коммуникации – рекламная полиграфия, стенды, листовки, буклеты.
- Сувенирная продукция и промо-носители. Одежда, оформление транспорта, накопительных карты и карты лояльности.
- Наружная реклама – вывески, витрины, указатели, таблички, флажки, элементы оформления интерьера или выставочного стенда[2].
Смысл айдентики заключается в том, чтобы создать «лицо» фирмы, ее запоминающийся образ, по которому покупатель сразу узнает компанию. Графически айдентика выражается в наборе определенных символов, геометрических фигур, различных линий. С помощью данных приемов создаются яркие и запоминающиеся образы, которые выделяют компанию из конкурентной среды, повышают ее узнаваемость и лояльность потребителей.
Таким образом, можно сказать, что термины «бренд» и «айдентика» являются разными понятиями. Основное отличие заключается в их материальности: если айдентику можно увидеть в виде логотипов, вывесок визиток, клише, то бренд – это нематериальное воплощение, он представляет собой образ, идею, имидж. После создания платформы брендинга, образа фирмы, ее целей, имиджа создается айдентика. Оба понятия приследуют одну цель – выдвинуть и продвинуть компанию на рынке, донести до потребителей ее ценности и дух. Четко понимая разницу между данными терминами, компания грамотно подойдет к организации и созданию бренда, айдентики, тем сделает верный шаг навстречу успеху на рынке!
Личный опыт в создании айдентики бренда. С чего всё начиналось
Знакомство с понятием айдентика
началось на третьем курче обучения в университете в рамках дисциплины "Теоретические основы дизайна" под руководством опытного преподавателя кафедры КМД, Харитоновой Виктории Владимировны. Именно благодаря ей появился интерес к этому роду деятельности. Пришло время применять полученные теоретические знания на практике. Была поставлена задача создания айдентики для производственного предприятия, в качестве которого был выбран Завод-изготовитель кабельно-проводниковой продукции Донпромкабель
.
Вначале, было изучено поле деятельности предприятия – производство и продажа кабельно-проводниковой продукции общепромышленной и шахтной групп. Далее следовал поиск идей, образов и ассоциаций для создания айдентики предприятия. Таким символом стало стилизованное изображение бухты кабеля.
Следующим этапом стал подбор корпоративных цветов. В процессе анализа всего спектра деятельности завода-изготовителя были выбраны два основных цвета – черный и красный. Выбор каждого цвета получил свое логическое обоснование с точки зрения цветового восприятия: черный цвет был выбран как олицетворение мощности и уверенности предприятия, а красный символизирует энергию, а также высокий темп, с которым ток проходит через кабель.
Найденный образ в сочетании с корпоративными цветами нашли свое отображение в логотипе предприятия.
После создания логотипа был разработан фирменный стиль, который впоследствии был отражен на каждом носителе айдентики бренда, а именно официальных бланках, личных и корпоративных визитках, конвертах, кабельных бирках, сувенирной продукции и т.д.
В процессе работы на этим проектом начало возникать желание развиваться в этом направлении. Интерес к разрабоке айдентики бренда не пропадает до сих пор. Более того, после окончания университета планирую более углубленно изучать эту сферу деятельности с помощью дополнительных курсов, стажировок и т.п., чтобы повысить уровень своего мастерства, что в дальнейшем будет способствовать моему карьерному росту. На сегодняшний день портфолио пополняется различными интересным работами.
Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что путь к успеху основывается на постоянном совершенствовании своих навыков и знаний, на стремлении к улучшению своих результатов, на чём настаивал известный дизайнер Милтон Глэзер (создатель знаменитого логотипа I ❤ NY): «Есть три ответа на результат дизайна – да, нет и НИЧЕГО СЕБЕ! Ничего себе
– это то, к чему надо стремиться».
Схожие темы индивидуальных разделов были обнаружены у следующих студентов:
Литература
- Бренд, брендинг и айдентика. Разбираемся в терминологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://monoxrom.ru/publications/brand_branding_identity/
- Бренд и айдентика. В чем разница? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zg-brand.ru/branding/brend_i_ajdentika_v_chem_raznica/
- Процесс брендинга и разработка айдентики: наводим порядок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spark.ru/startup/univest-creative/blog/29108/protsess-brendinga-i-razrabotka-ajdentiki-navodim-poryadok