Удовика Юлия Дмитриевна
Факультет компьютерных наук и технологий
Кафедра искусственного интеллекта и системного анализа
Специальность Системный анализ и управление
Разработка метода планирования закупок товаров медицинского назначения
Научный руководитель: ст.преп. каф. искусственного интеллекта и системного анализа Тарасова Ирина Александровна
Изобразительное искусство, как способ проведения досуга
-
Введение
Изобразительное искусство – род искусства и художественного творчества, предметом которого является материализация зрительных (визуальных) образов материальной действительности и через эти образы – духовной реальности. В иной формулировке: способ, процесс и результат выражения человеческого, духовного содержания через материальную форму изображаемых объектов. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной практической и творческой деятельностью человека. Изобразительное искусство дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Изобразительное искусство как род человеческой деятельности подразделяется по способам формообразования на виды (живопись, графика, скульптура); по изобразительным средствам, приёмам и материалам – на разновидности (декоративная роспись, рисунок, акварель, гравюра, пастель, литография, монотипия и т.д.); по содержанию и предметному смыслу – на жанры.
В данном разделе я приведу примеры влияния изобразительного искусства на работу мозга.
-
Влияние на уровень гормона стресса
Журнал Art Therapy опубликовал исследование, в котором 39 участникам измеряли уровень кортизола до и после занятия рисованием.
Само занятие длилось 45 минут. Результаты показали, что за время рисования уровень кортизола снизился в среднем с 18 до 15 единиц, что считается значительным. Снижение слабо зависело от пола и возраста участников, времени дня и опыта в рисовании. Кроме научных результатов, участники написали свои собственные впечатления от занятия. Они почувствовали расслабление, освобождение от ограничений, а со временем пришло чувство
потока
– полного погружения,потери себя
в работе. Некоторые отметили, что, порисовав совсем немного, им захотелось заниматься искусством в будущем. -
Исследования нейронных связей в мозге
Опубликованная в журнале Plos One научная работа доказывает, что изобразительное искусство улучшает связи между нейронами мозга. Помогает быстрее усваивать новые знания, лучше сосредотачиваться на предмете и сопротивляться возрастным изменениям.
В исследовании участвовали 28 человек, которые были поделены на две группы – одна группа десять недель занималась рисованием в классе арт-терапии, а вторая посещала занятия по наблюдению и оценке произведений искусства в Национальном Музее Германии в Нюрнберге.Результаты занятий по изобразительному искусству показали, что рисование улучшает связи нейронной сети оперативного покоя, особенно между лобной, задней и височной областями. Лобная доля отвечает за планирование, движение, эмоции. Теменная часть кроме движений контролирует еще и восприятие с ориентацией. А вот визуальные данные обрабатывает затылочная часть. Область висков в основном отвечает за память. Рисование затрагивает и мозжечок, который контролирует все дополнительные движения. В процессе рисования человек максимально концентрируется, а это важно для профилактики хронических заболеваний пожилых людей. Кроме этого, занятия увеличивают саморефлексию и самосознание, нормализуют частоту сердцебиения и кровяное давление.
Исследование под названием
Рисунок на правой стороне мозга: основанный морфометрический анализ наблюдательного рисования
включило 44 студентов и выпускников школ искусства, и студентов других школ, которых попросили выполнить различные задачи по рисованию. Выполненные задачи проверили и оценили, и эти данные сравнили собъемом областей серого и белого вещества в корковых и подкорковых структурах
мозга с использованием метода сканирования, под названием морфометрия. В отношении навыков рисования наблюдалось увеличение плотности серого вещества в левой передней доле мозжечка и в правой медиальной лобной извилине.Сканирование отобразило, что у группы художников было больше серого вещества в области мозга, называемой предклинье в теменной доле. Эта область задействована во многих навыках, но вероятно, может быть связана с контролем вашего мысленного взора в визуальном творчестве. Ведущий автор Ребекка Чемберлен из Лёвенского католического университета (KU Leuven), Бельгия, отметила:
Кажется, что у людей, которые лучше рисуют, действительно более развиты структуры в отделах мозга, которые контролируют тонкую моторику и то, что мы называем процедурной памятью
. -
Влияние на память
К исследованию были привлечены студенты-добровольцы. Они получили список из простых слов. Затем в течение 40 секунд участники должны были написать слово несколько раз или нарисовать картинку, которая поможет им запомнить. После этого студентам дали задание, способствующее закреплению воспоминаний. Они классифицировали музыкальные тона. В конце молодых людей попросили вспомнить в свободном порядке как можно больше слов.
Ученые обнаружили: добровольцы запомнили гораздо больше слов, когда рисовали картинки. Судя по всему, рисование оставляет более глубокий след в памяти, так как стимулирует и объединяет визуальную, двигательную и семантическую информацию. Кроме того, с помощью рисунка создаются ментальные образы объектов.
-
Собсвенные увлечения
Я занимаюсь изобразительным искусством (чаще всего рисованием) с четырех лет. Для меня рисование это аналог
прочитать хорошую книгу
,посмотреть любимый фильм
илипослушать любимую музыку
. Это прекрасный способ научиться терпению, концентрации внимания и просто эмоционально расслабиться. К тому же это один из видов творчества, которому можно научиться не имея врожденного таланта, а основываясь лишь на опыте. К сожалению, чем старше я становлюсь – тем реже у меня появляется свободное время для этого увлечения.Рисунок 1 – Картина маслом
Рисунок 2 – Картина маслом (незавершенная)
Рисунок 3 – Картина карандашом
Помимо изобразительного искусства я давно пишу стихи - для меня это еще один способ занять мозг во время скуки или возможность расслабиться:
Интернета волшебны просторы
И заманчивы знания мира.
Только вот в паутине раздора
Ложь от истины не отделима.
Я пишу, заплутав в коридорах,
Позабыв об истинной цели.
Он стал злобным времени вором,
Королем, дарующим бремя:
Бремя глупости, лени и спеси.
Вместо сладкой панацеи для мозга -
Он таит ядовитые смеси,
Но заманчив, как дикая роза.
Заплутавши в беседах, комментах,
Нахватавшись словечек без смысла,
Избегаем ответственность в мире -
Где смешались и лица и числа.
Там, где скрыты человечества знания,
Где припрятаны залежи книг,
Вместо совершенства сознания
Мы на глупости тратим миг.
Улетают в неизвестность даты.
Люди с ними теряют моральность.
Независимо от координаты,
Прячем мы в гигабайтах реальность.
В наказанье себе и по факту,
В оправдание мировой паутины.
Аккуратно и с чувством такта
Проведу аналогию с миром.
Будто вылетев из одного места
Мы ведем себя как пчелы и мухи.
Вроде слеплены из одного теста,
Но различны по нравам – по сути.
Ведь когда мы стремимся к чему-то,
Не завися от соблазнов глупых,
Кто-то к мёду долетает, как пчелы,
А кто-то липнет к говну, как мухи.
Похожие увлечения магистров ДонНТУ1. Гетманова А.Д. Inktober – рисунок каждый день
2. Столбунская А.С. Компьютерная графика – как искусство
3. Задорожная Е.Г. Изобразительное искусство в моей жизни
4. Личканенко И.С. Живопись и графика в моей жизни
5. Лунтовская А.А. Живопись в моей жизни
Список использованных источников1. Статья в интернете: Рисование как средство развития памяти
2. Статья в интернете: Как рисование влияет на мозг?
3. Интернет-форум: Влияние искусства живописи на человека