Грицай Мария Сергеевна

Инженерно-экономический факультет Кафедра менеджмента и хозяйственного права

Специальность «Менеджмент организаций»

Управление развитием персонала на предприятии

Научный руководитель: к.э.н., доц. Романюк Наталья Владимировна

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

В современных экономических условиях эффективность деятельности хозяйствующих субъектов напрямую зависит от кадрового потенциала, квалификации работников, эффективности управления персоналом и кадровой политики организации. Персонал − это составная часть любой организации, так как только он является основанием производства. Успешная деятельность любого предприятия обеспечивают квалифицированные кадры, прошедшие предварительную профессиональную подготовку и имеющие образование, трудовые навыки, опыт работы в избранной сфере деятельности.

Актуальность темы

Совершенствуя свои профессиональные качества, получая новые навыки и знания, сотрудники превращаются в более конкурентоспособных на рынке труда и приобретают новые возможности для профессионального роста, как среди сотрудников своей организации, так и за ее пределами. Кроме того, профессиональная подготовка вносит свой вклад в общее интеллектуальное развитие личности, повышает свою эрудицию и увеличивает круг общения, укрепляет уверенность в себе.

От знаний, умений и навыков персонала зависит качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, а, следовательно, и успешность всего бизнеса. Важно уделять внимание обучению и развитию персонала, как одним из ключевых систем по достижению поставленных целей организации. При планировании обучения и развития персонала необходимо уделить большое внимание не только целям, срокам и ожидаемому результату, но и методам, которые будут применяться, поскольку во многом именно от них зависит успех всей системы развития персонала.

Цель исследования

Целью исследования является теоретический обзор литературы, а также анализ концепций, методов и этапов проведения профессионального обучения персонала в металлургической отрасли и успешность реализации на практике данных систем.

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1 Развитие персонала предприятия как основа эффективности экономики

Управление персоналом − одно из ключевых направлений в стратегии современного предприятия. Поскольку роль человека увеличивается в обстоятельствах современного производства, к его возможностям, уровню знаний и квалификации выдвигаются все более возвышенные требования. [2]

Проблема управления персоналом в организациях разрабатывается зарубежными и отечественными учеными, которые внесли важный вклад в разработку проблемы эффективности управления персоналом крупных компаний. Рассмотрим более детально понятие «управление персонала». В научной литературе существует множество трактовок понятия «управление персонала» (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Толкование понятия «управление персонала» различными авторами

Автор Определение
Кибанова А.Я. [1] Управление персоналом – это формирование и направление мотивационных установок работника в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Крушельницкая О.В., Мельничук Д.П. [1] Управление персоналом – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, которые отличаются функциональными целями, действуют автономно, но направлены на достижение общей цели.
Генкин Б.М., Балабанова Л.В., Сардак О.В. [1] Управление персоналом – это комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, методов и соответствующего механизма управления, направленных на повышение производительности труда и качества работы.
Шекшня С.В.[1] Управление персоналом – это обеспечение организации необходимым числом работников, выполняющих требуемые производственные функции. Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации.
Марр Р., Флиастер А.[1] Управление персоналом — это область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности, привлечение, введение в работу, развитие, контроллинг, высвобождение персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
Борисов А.Б. [1] Управление персоналом — это комплекс мероприятий по работе с персоналом, направленный на достижения цели предприятия за счет целенаправленной работы с работниками предприятия.

Исходя из табл.1.1 можно сделать такой вывод, что самое обобщающее определение «управлению персонала» дали Марр Р., Флиастер А, они раскрыли всю сущность и представили все составляющие данного процесса.

Система управления персоналом нацелена на распределение кадров согласно психологическим, профессиональным характеристикам. Рассмотрим главные компоненты механизма управления персоналом, рис. 1.1.

Рисунок 1.1 − Компоненты механизма управления персоналом

В условиях финансовых ограничений на многих предприятиях, используют устаревшие механизмы управления персоналом, из-за которых сложилась неблагоприятная ситуация с кадрами:

1. Сотрудники не отождествляют себя с компанией и должностью. Они не удовлетворены трудом и результатом, безразличны к выполнению заданий, но «внутреннее увольнение» не стимулирует их искать новое рабочее место или сферу деятельности, приводит к пессимизму, который негативно сказывается на производительности труда.

2. Управление персоналом бюрократизировано, второстепенная работа отнимает много времени и усилий, что приводит к недоверию и ослаблению творческого подхода к работе.

3. Отсутствует ориентация на цели, т.к. большинство сотрудников рассматривают свою деятельность с точки зрения предпринимательства.

4. Существующие механизмы управления персоналом не отождествлены со способностями, знаниями, умениями и навыками работников, что отстраняет персонал от достижения высоких результатов и применения творческого подхода к трудовой деятельности компании.

5. Труд персонала менее эффективен в связи с ограниченностью свободы действий сотрудников, отсутствием гибкости, адаптивности механизма управления персоналом к постоянно меняющейся внешней среде.

6. Отсутствие командного духа снижает производительность труда в коллективе. [4]

В условиях экономических ограничений актуальным являются задачи, которые представлены в виде следующей схемы, рис. 1.2.

Рисунок 1.2 − Задачи управления персоналом

Из рис. 1.3 можно сделать вывод, что задача менеджера – найти самого перспективного и подходящего для компании сотрудника, обладающего нужным опытом, соответствующим актуальным квалификационным требованиям, который способен адаптироваться к условиям экономических ограничений. Одной из ключевых задач в управлении персоналом остается формирование у работников механизмов адаптации, позволяющих быстро приспособиться к новым требованиям и продолжать выполнять свои функции с максимальной эффективностью. [3]

Управление персоналом базируется на таких исходных положениях, как необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития предприятия, количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства, а также материальное и моральное стимулирование как основа эффективного управления персоналом. Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации. Концепция управления представлена на рис. 1.3.

Рисунок 1.3 − . Концепция управления персоналом

Большая часть современных компаний совершенно из различных областей деятельности стремятся к обучению и развитию своего кадрового состава, это касается всех видов обучения персонала: как внутрифирменных, так и с задействованием внешних источников. В любой современной организации персонал играет главную роль, так как без квалифицированного персонала организация не может достичь своих целей. [5]

4.2 Система обучения персонала в организации

На современном этапе наиболее актуальной проблемой развития экономики является нехватка квалифицированных кадров. Одной из ключевых причин такого положения является тот факт, что большинство современных организаций не обращает должного внимания на комплекс мероприятий, связанных с развитием своего персонала. Стоит отметить, что развитие персонала организации представляет собой систематический и целенаправленный процесс подготовки кадров к выполнению новых производственных и организационных функций и решению ранее неизвестных задач, а также к заниманию новых должностей. Основными целями развития персонала являются: повышение потенциала сотрудников для выполнения задач в интересах организации; снижение текучести кадров, а также повышение производительности и эффективности труда. В целом стоит отметить, что система развития персонала включает в себя следующие элементы, рис. 1.4.

Рисунок 1.4 − Элементы системы развития персонала

Основным элементом и важнейшим звеном развития персонала организации является обучение. Для того чтобы в компании работал конкурентоспособный персонал, следует правильно задать цели обучения, т.е. тот желаемый результат, которого можно добиться, если обеспечить работников знаниями, навыками и умениями, которыми будут им необходимы для эффективной работы, поддерживать их профессиональный уровень. [7]

Управление обучением подчиненных является одним из направлений деятельности управленцев (менеджеров). Организация процесса обучения персонала основывается на модели обучения, состоящей из циклов, характерных для проектных работ, но модифицированной к процессу обучения, применимая в качестве базисной платформы для работы как работниками сферы образования в целом, так и управленцами (менеджерами) Модель обучения персонала организации предусматривает выполнение работ по следующим основным этапам, рис. 1.5.

Рисунок 1.5 – Основные этапы обучения персонала в организации

Обучение представляет собой сложный процесс, так как в процессе обучения должны быть найдены новые подходы решения управленческих задач, повышения производительности труда, качества выполнения производственных задач, высоких требований соответствия персонала, выстраивая систему приоритетов развития всей компании и отдельных подразделений. Руководство имеет важную и решающую функцию, определяя поведенческие модели и подходы работы руководителей различных уровней.

Подводя итог, можно сказать, обучение персонала со временем становится все более востребованным и актуальным. Эффективно построенная система обучения персонала компании является важным звеном обеспечения устойчивого экономического роста, особенно в периоды значительных инновационных изменений или долгосрочного экономического кризиса в мировых масштабах. Качественно организованная система обучения персонала, дает компании конкурентное преимущество на рынке, за счет постоянного совершенствования и актуализации знаний сотрудников. [10]

4.3 Традиционные и инновационные методы обучения персонала

Что касается непосредственно методов обучения персонала, то в настоящее время их существует множество. Выделим наиболее часто используемые. К таким методам относятся:

– активное обучение, в состав которого входят групповое обсуждение того или иного вопроса, тренинги, обучение модулями, дистанционное обучение и т.д.;

– профессиональное обучение, в состав которого входят непосредственное обучение на рабочем месте, ротация, стажировка, наставничество;

– неформальное обучение, в состав которого входят обучение в х-группах, сторителлинг и др.

Следует все методы объединить в 2 группы: традиционные и инновационные. Лекции, семинары, наставничество, видеокурсы наиболее широко распространены и относятся к традиционным методам обучения персонала.

В связи с развитием информационных технологий в последние десятилетия начинают появляться новые интерактивные методы обучения. Инновационные методы обучения – это новая подача материала и информации, основная цель которой решение исключительных проблем. Такие методы достаточно разнообразны. Наиболее широкое применение получили такие формы обучения: коучинг, «Shadowing», «In-basket», Геймификация, «Buddying», «Secondment».

Инновационные методы обучения оказывают наибольшее влияние на развитие навыков и умений сотрудников в их текущей деятельности. Благодаря обучению сотрудник может значительно повысить качество своего труда. С точки зрения стратегического развития организации методы обучения способствуют развитию человеческого потенциала индивида, особенно в области его инновационной составляющей. Такие методы, как геймификация, кейс-стади и «Secondment» , стимулируют работника к творческому труду, поиску нестандартных решений, вырабатывают умение действовать в условиях риска и неопределенности. Современная организация заинтересована в развитии таких компетенций, так как это обеспечивает ее долгосрочное развитие на рынке. [10]

Выводы

В современных условиях управление персоналом приобретает все более важную роль для многих организаций. Эта тенденция обусловлена тем, что работа на современном рынке выдвигает высокие требования к уровню образования персонала. Знания, навыки и установки, что были приобретены в прошлом и помогли успешно работать вчера, сегодня уже не имеют значения. Внешние условия изменяются весьма стремительно: государственная политика в области экономики, законодательство и налоговая система, возникают новые конкуренты и т.д. Также изменяются внутренние условия деятельности организации: реструктуризация предприятия, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др. Таким образом, большая часть компаний нуждается в обучении своих сотрудников, как к сегодняшним, так и к завтрашним изменениям.

Обучение персонала представляет собой «целенаправленный процесс передачи и приобретения новых знаний и навыков, реализуемый организацией для своих сотрудников, с целью обеспечения наилучшего выполнения ими своих профессиональных обязанностей».

Для того чтобы в компании работал конкурентоспособный персонал, следует правильно задать цели обучения, т.е. тот желаемый результат, которого можно добиться, если обеспечить работников знаниями, навыками и умениями, которыми будут им необходимы для эффективной работы, поддерживать их профессиональный уровень. Методы обучения персонала могут быть реализованы на рабочем месте обучаемого сотрудника (внутри организации), либо вне его (за пределами компании, например, в специализированных учебных заведениях).

При разработке программ обучения персонала, необходимо активно внедрять инновационные методы, использовать все доступные технические возможности и модернизировать свою образовательную базу. Развитие трудового потенциала работников – важная составляющая успеха всей компании, поскольку именно персонал производит продукцию и оказывает услуги.

Список источников

1. Позднякова, Л. Н. Анализ организационных структур управления персоналом организаций и современных методов построения систем управления персоналом // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2018. № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18782252

2. Управление персоналом организации. Технологии управления развитием персонала : Учебник / Т. М. Храмова, О. П. Ходенкова, О. К. Минева [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18782252

3. Димитриева С.Д, Мерзлякова И.А. Теоретические подходы к определению системы управления персоналом организации // Инновационная наука. 2016. №6 . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-sistemy-upravleniya-personalom-organizatsii

4. Ильинская Е.М., Киршина И.А. Концепция управления персоналом предприятия // Управление и менеджмент. 2011. №4 (66). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-upravleniya-personalom-predpriyatiya

5. Вукович, Г.Г. Механизм обеспечения инновационного развития системы управления персоналом // Кадровый менеджмент. 2020. №7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42939606

6. Савицкая, В.В. Теоретические аспекты системы обучения персонала // Управления персоналом и кадровая политика. 2021. №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27201892

7. Шарапова Н.В., Унжакова Е.А. Профессиональное обучение персонала как фактор конкурентоспособности организации // Проблемы экономики и менеджмента. 2018. №4 (68). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obuchenie-personala-kak-faktor-konkurentosposobnosti-organizatsii

8. Карпухин, М.Ю. Обучение персонала организации: сущность, виды // Аграрный вестник Урала. 2017. №01 (155). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-personala-organizatsii-suschnost-vidy

9. Дмитриев М.Е., Сережкин А.М. Особенности обучения персонала организации // Проблемы кадровой политики. 2019. №4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-personala-organizatsii

10. Колесниченко Е. А., Иванова Е. Ю. Совершенствование методов обучения персонала в организации // Бюллетень науки и практики. 2018. Том 4 №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodov-obucheniya-personala-v-organizatsii