Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
- 1.1 Организация процесса оценки профессионального уровня педагогов
- 1.2 Методы оценки профессионального уровня педагогических работников
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Реалии современных условий все больше доказывают обществу, что образование было и будет самой главной составляющей человеческой жизни. Образование – это основа. Это не только знание, но и духовность, порядочность, воспитанность человека. Следовательно, и предоставлять образовательные услуги должны высококвалифицированные, опытные учителя, готовые к совершенствованию своих профессиональных знаний и навыков путем повышения профессионально-квалификационного уровня.
Учителя школ призваны решать сложный комплекс вопросов социализации личности, вовлечение детей и молодежи в ценности культуры, формирование у них высоких гражданских качеств, научного и художественного мировоззрения, потребности в сохранении и дальнейшем приумножении духовного и материального достояния народа. От профессиональной подготовки учителей, их педагогического мастерства зависит успех в обеспечении учебно-воспитательного процесса музыкальной школы, повышения качества и эффективности.
Степень разработанности темы исследования. Над вопросом усовершенствования профессионально-квалификационного уровня педагогических работников, с философской точки зрения работали такие ученые как В. Кремень, И. Зязюн, И. Бех, проводили свои исследования А. Петровский, Н. Калинина. Однако, несмотря на значительное количество известных ученых и ученых-практиков, которые занимались изучением этого вопроса, проблема повышения профессионально-квалификационного уровня до сих пор не имеет точного решения. С этой точки зрения, она продолжает считаться актуальной и сегодня. Ведь воспитать человека с современными жизненными взглядами, высокой моралью, способного быстро ориентироваться в широких кругах могут только учителя, имеющие высокий профессионально-квалификационный уровень и непрерывно совершенствующие его. Этим объясняется актуальность темы, цель и задачи исследования.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы бакалавра. Цель научной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по оценке профессионального уровня педагогических работников.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
проанализированы методические основы организации процесса оценки профессионального уровня педагогов;
осуществлено комплексное исследование современных проблем целесообразности применения современных методов оценки профессионального уровня педагогических работников;
исследованы система профессионального развития персонала МУДО «Школа искусств №2 им. А. Ханжонкова»;
проанализированы показатели повышения квалификации педработников;
проведен мониторинг показателей эффективности деятельности педагогов;
разработаны методические рекомендации по формированию модели оценки профессионального уровня педработников на основе мониторинга готовности к повышению профессионального уровня;
проведена оценка эффективности мероприятий по оценке эффективности квалиметрической системы оценки профессионального уровня педагогических работников.
Объект исследования – процессы оценки профессионального уровня педагогических работников.
Предмет исследования – теоретические, методические и практические основы оценки профессионального уровня педагогических работников.
Методическую и теоретическую базу исследования сформировали работы отечественных и зарубежных авторов в области обучения персонала.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: системного подхода, прогнозирования, учета статистической информации о состоянии и результатах деятельности организации, сравнительной характеристики статистических данных организации, вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный анализ, табличный и графический методы, опрос и анкетирование.
Информационной базой исследования являются отечественные и зарубежные публикации, законы и нормативные акты по вопросам профессионального развития персонала, отчетно-статистические данные МУДО «Школа искусств №2 им. А. Ханжонкова».
Элементы научной новизны заключаются в том, что в результате исследования методических основ организации процесса оценки профессионального уровня педагогов и мониторинга готовности к повышению профессионального уровня, разработана квалиметрическая система оценки профессионального уровня педагогических работников, которая будет содействовать не только повышению профессионального уровня, но и способствовать непрерывному саморазвитию педагога и его влиянию на развитие учащихся (с. 63-66).
Теоретическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по оценке профессионального уровня педагогических работников путем формирования модели оценки профессионального уровня.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что их внедрение в условиях МУДО «Школа искусств №2 им. А. Ханжонкова» будет способствовать формированию у педагогических работников мотивации к высокоэффективному и творческому труду, созданию результативного механизма, гарантирующего качество образования.
Письма о заказе темы исследования и внедрении его результатов прилагаются (Приложение В, Г).
Апробация результатов исследования. По теме работы опубликована одна печатная работ, общим объемом 0,6 п.л., в журнале, включенном в базу цитирования РИНЦ. (Приложение Б).
Структура выпускной квалификационной работы бакалавра. Работа состоит из введения, четырех разделов, выводов, списка использованных источников из 50 наименований. Выпускная квалификационная работа бакалавра содержит 15 таблиц,18 рисунков, 7 формул, 4 приложения.
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Организация процесса оценки профессионального уровня педагогов
На современном этапе школу следует рассматривать как социальный институт, обеспечивающий благоприятные условия для разностороннего развития личности, его социального самоопределения на основе гармоничного сочетания национальных и общечеловеческих духовных ценностей. Внедрение рыночных отношений в процесс развития современного общества обуславливает необходимость воспитания разносторонне подготовленных к жизни деловых, упорных, трудоспособных, творчески мыслящих, высокообразованных как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении людей. При этом главное предназначение содержания образования в школе состоит в том, что она служит средством и условием развития способностей, формированию основ творческого мышления учащихся, раскрытию творческого потенциала каждого из них.
В связи с этим особую значимость приобретает роль учителя, его профессиональная компетентность, и, что особенно важно, умение быть мобильным в выборе форм, методов и технологий образования. Потому что образование представляет собой стратегический ресурс социально-экономического, культурного и духовного развития общества, улучшение благосостояния людей, обеспечение национальных интересов, укрепление международного авторитета и имиджа нашего государства, создание условий для самореализации каждой личности. Следует отметить необходимость кардинальных изменений, основным направлением которых является повышение качества и конкурентоспособности образования, решение стратегических задач, стоящих перед национальной системой образования в новых экономических и социокультурных условиях [2].
На сегодняшний день все процессы в образовательном пространстве сопровождаются качественными изменениями в подготовке педагогических кадров. Расширяется спектр специальностей подготовки будущих профессионалов в высших педагогических учебных заведениях.
Таким образом, давняя профессия учителя в настоящее время приобретает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации [18].
Главными проблемами в развитии республиканской системы образования является недостаточное соответствие образовательных услуг требованиям общества, запросам личности, потребностям рынка труда; отсутствие целостной системы воспитания, падение публичной морали, бездуховность, низкая культура поведения значимой части учащейся молодежи; не отработана эффективная система национального мониторинга и оценки качества образования; не обеспечен надлежащий уровень научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса; отсутствие системы мотивации, стимулирования инновационной деятельности в системе образования и нивелирования рисков негативных последствий указанной деятельности и т.д. Это требует критического осмысления достигнутого и сосредоточения усилий и ресурсов на решении наиболее острых проблем, сдерживающих развитие образовательной отрасли. Среди этих проблем есть и обеспечение объективной диагностики и оценки качества образовательных услуг.
Целью профессиональной педагогической деятельности является воспитание личности в гармонии с собой и социумом. При всех отличиях педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, – привлечение человека к ценностям культуры. Именно в целях проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, предназначение которой – творение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.
Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности учащихся, направленной на усвоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, так и процесс организации собственной деятельности.
Результатом преподавательской деятельности является развитие учащегося, его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения множества задач разных типов, классов, уровней.
Педагогическая деятельность учителя, как и всякая другая, характеризуется определенным стилем. Стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова – это устойчивая система способов, приёмов, проявляющихся в разных условиях ее существования. Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуальными особенностями человека.
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управленческой деятельности, стиль саморегуляции, и стиль общения, когнитивный стиль ее субъекта – учителя. На стиль педагогической деятельности оказывает влияние не менее трех факторов: индивидуально-психологические особенности учителя, включающие индивидуально-типологические, личностные и поведенческие особенности; особенности самой деятельности; особенности учащихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.п.). Эффективность педагогической деятельности зависит и от мотивов выбора этой профессии. При правильном выборе профессии, индивидуальные особенности выпускника среднего учебного заведения в целом совпадают с требованиями профессии [17, с. 122].
Подготовка к профессии учителя должна начинаться задолго до того, как человек совершит свой профессиональный выбор, и продолжаться в процессе его профессиональной подготовки в определенном учебном заведении. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются главные профессионально важные характеристики личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает в себя интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и наклонности.
Основу познавательной направленности личности педагога составляют его духовные потребности и интересы [8, с. 89]. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных сферах науки, которую он преподает, быть постоянно в курсе новых исследований, открытий, видеть перспективы науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя есть культура научно-педагогического мышления, то есть быть компетентным.
Следует отметить, что качество учебно-воспитательного процесса в большинстве случаев определяется компетентностью педагогов, раскрывает функции и содержание диагностики профессиональной деятельности учителя.
Эффективность реализации управления образовательной отраслью зависит от того, насколько система мониторинга и оценки качества образования чувствительна к целям и задачам государственной образовательной политики и насколько принимаемые управленческие решения адекватны результатам и рекомендациям мониторинговых исследований.
Проблема оценки качества деятельности школы сейчас актуальна и поэтому возникает потребность в обобщении современных подходов к оценке учебно-воспитательного процесса как диагностики качества деятельности учителя [9].
Основными показателями качества деятельности учителя есть учебные достижения учащихся, их воспитанность и развитие творческих способностей. Учебные достижения определяются способностью учащегося усваивать учебный материал за время, регламентированное учебным планом или программой. В большинстве своем под понятием «учебные достижения» понимается степень усвоения знаний, приобретение умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознания и прочности. Уровень учебных достижений находит свое отражение в баллах по 5-балльной системе оценки знаний. Сравнение оценок по отдельным предметам характеризует как учебные достижения ученика по каждому учебному предмету, так и учебные достижения класса или школы в целом.
Диагностирование учебных достижений учащихся включает: контроль, проверку и оценку знаний; накопление на этой основе статистических данных и их анализ; выявление динамики достижений обучающих, их тенденций; прогнозирование дальнейшего образовательного развития учащихся. Все это позволяет достаточно полно охарактеризовать уровень достижений в учебном процессе, выделить его положительные и отрицательные моменты, выяснить причины недостатков и определить способы их преодоления.
Также педагогическая диагностика включает такие функции как аналитическая, оценочная, функция контроля, коррекционная, ориентационная, информационная, функции мотивации и стимулирования.
Аналитическая функция – это функция, предлагающая психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. Психолого-педагогическое изучение администрацией школы усвоенных знаний, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя и является собственно диагностической функцией. Функция контроля предполагает проведение оперативного контроля над процессом обучения и воспитания учащихся, поскольку содержит информацию о его состоянии [33, с. 45].
Качественная и количественная оценка качества администрации школы, каждого учителя и каждого учащегося представляет собой оценочную функцию педагогической диагностики. Коррекционная функция – это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция своей активности учителя в сторону саморазвития. Сущность ориентирующей функции в ориентации педагогического коллектива на решение целей и задач школы и устранение недостатков, которые имеют место в жизни педагогического коллектива и отдельных учителей.
Постоянное информирование всех участников педагогического процесса о результатах педагогической диагностики раскрывает сущность информационной функции. Под функцией мотивации и стимулирования понимают дифференциацию оплаты труда, адекватное использование внешних стимулов, повышение уровня личной мотивации.
Для диагностики качества профессиональной деятельности учителя используются специально разработанные критерии оценки основных профессиональных умений учителя, в частности:
1) диагностическое мастерство учителя – подразумевается умение поставить диагноз качества знаний; определить уровень знаний детей, учитывая их особенности;
2) организационные характеристики учителя, такие как: умение организовать познавательную деятельность учащихся так, чтобы учебный материал становился объектом их активных действий;
3) методологическое мастерство: выбор методов и средств обучения с учетом способности детей к усвоению содержания учебного материала и его использованию;
4) дидактическое мастерство: критерий, показывающий, насколько правильно создается ориентировочная основа познания, с помощью которой каждый учащийся знает, что и как изучать, где и какую информацию можно получить и где и как ее использовать;
5) морально-психологическая атмосфера на уроке, доброжелательное отношение учителя к ученику и учащихся между собой; активная позиция учащихся на уроке, их самостоятельность, активность и доброжелательное отношение к учителю; умение (способность) правильно понимать учебный материал (самоанализ, самооценка);
6) уровень усвоения учителем ведущих идей науки, новых понятий терминологии [26].
Для того чтобы оценить эти показатели В.Г. Максимов предложил использовать 10-балльную систему, в которой указанному числу баллов соответствует характеристика оценки: 1 балл – очень низкий уровень, 2 – низкий, 3 – ниже среднего, 4 – несколько ниже среднего, 5 – средний уровень, 6 – несколько выше. за средний, 7 – выше среднего, 8 – высокий, 9 – очень высокий, 10 – самый высокий [29]. При этом следует учитывать, что все оценки относительны. Итоговая оценка качества профессиональной деятельности учителя в учебном процессе является средним арифметическим значением (в баллах) от самооценки учителя, внешней оценки администрации школы и оценки членов предметной комиссии школы. Однако оценка профессиональной деятельности учителя только по этому показателю недостаточна. Новые технологии обучения ориентированы на интенсивное творческое развитие школьников. В этой связи возникает необходимость новых подходов к диагностике учебного процесса.
Для решения трудности поиска новейших подходов, можно пользоваться концепцией развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, О. Дусавицкого и др., определяющая главные принципы развивающего обучения: ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения; обучение на высоком уровне трудностей – преодоление препятствий; постоянная работа над развитием всех учащихся [44].
Учитель должен хорошо владеть методикой диагностики урока и постоянно ее осуществлять, то есть уметь самостоятельно выявлять причины, обуславливающие качество учебно-воспитательного воздействия, так как администрация школы практически не в состоянии продиагностировать каждый урок, так чтобы он отвечал определенным требованиям. Само исследование этих причин было и остается решающей задачей педагогики. Степень решения этой задачи определяет практический уровень оптимизации, действенность всех новшеств по рационализации учебно-воспитательного процесса. Успех в работе педагога зависит от того, насколько глубоко он будет знать причины педагогического воздействия и учитывать их в случае планирования учебно-воспитательных мероприятий.
Современная педагогика дифференцирует факторы учебно-воспитательного воздействия по их природе и генезису. По этим критериям выделяют четыре основных фактора: учебный материал; организационно педагогическое влияние; способность учащихся к обучению; время [38].
Первый фактор «Учебный материал» включает в себя общие составляющие информационного происхождения и включает все характеристики учебной информации, такие как: содержание и количество материала, его качество и форма изложения; способ, структура, доступность изложения.
Составляющими второго фактора «Организационно педагогическое влияние» являются: действие на уроке; действие вне урока. Действие на уроке характеризуют формы обучения, методы обучения, учебные ситуации, работоспособность учителя, работоспособность учащихся, контроль и проверка результатов обучения, разнообразие средств обучения, условия обучения.
Третий фактор «Способность к обучению» включает два компонента: обучаемость на уроке и в процессе самоподготовки. Познавательная активность учащегося на уроке зависит от уровня общей подготовки и интереса к конкретному предмету, особенностей мышления, мотивации обучения, темпа усвоения знаний и приобретения умений, состояния здоровья и возраста учащихся, ценностных ориентаций, жизненных целей, активности, дисциплинированности. При изучении способности к обучению в процессе самоподготовки необходимо обращать внимание на самоконтроль, волю и настойчивость, умение работать самостоятельно, режим и организацию труда, работоспособность и другие особенности познавательной деятельности учащегося.
Последний фактор «Время» также требует анализа таких составляющих, как затраты времени на уроке и в процессе самоподготовки. Деятельность учителя на уроке требует рационального планирования времени на восприятие и первичное усвоение знаний учащимися, закрепление изученного, хранение информации в памяти, выполнение тренировочных упражнений и обучающих проектов, повторение. Затраты времени в процессе самоподготовки делятся на время для: выполнения домашних заданий; чтения вспомогательной и дополнительной литературы; посещения факультативов и дополнительных занятий; участия в кружковой работе и т.д.
Таким образом, как считает И.П. Подлассий, результативность учебного процесса на уроке, определяется не менее 100 общими факторами, а количество конкретных достигает 300 – и этот перечень, как утверждают ученые, можно продолжить [11].
Важной задачей учителя является изучение уровня воспитанности личности учащихся. В научно-учебной литературе представляются разные разработки методик изучения уровня воспитанности личности школьника. Одни из них рассматривают воспитанность личности как целостную категорию, другие построены на диагностике отдельных составляющих воспитанности.
Но методики изучения уровня воспитанности личности, разработанные М. Красовицким, наиболее актуальны в практической работе каждого учителя. Прежде всего, это педагогическая диагностика, являющаяся собственно программой изучения и составления педагогической характеристики учащегося [7].
В качестве метода исследования нравственной воспитанности школьников, достаточно интересный для учащихся и учителя можно использовать метод «неоконченные предложения», анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся, локус контроля, тесты, социологические и социометрические методы исследования и т.д. Исследованию воспитания учащихся предшествует установление контакта с ними для настройки их на сотрудничество. Это поможет получить честные, естественные ответы. Необходимо учитывать, что диагностика нравственных черт личности учащегося обеспечивается использованием не одного отдельного метода, а их сочетанием, что способствует большей вероятности его результатов.
Следовательно, качество работы учителя определяется через продукт его деятельности – целостное развитие личности ученика. Это вполне созвучно с известным изречением А. Дистервега: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя».
Как считает Сунцова М.С., на основе анализа функций педагогической диагностики можно выявить ее главные задачи:
выявление личностных качеств учителя, влияющих на учебно-воспитательный процесс;
выявление положительных и отрицательных сторон учителя;
разработка критериев эффективности работы учителя;
фиксация профессионально-необходимого уровня знаний и умений учителя [10].
Как видно, в список главных задач педагогической диагностики входит определение уровня профессиональной компетентности каждого учителя, количественная и качественная оценка его деятельности. При этом главная задача диагностики успешной деятельности учителя состоит не в том, чтобы дать ему внешнюю, максимально объективную экспертную оценку, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем, поскольку хороший педагог всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику.
Таким образом, можно заключить, что педагогическая диагностика призвана решить ряд важных задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Важен тот факт, что педагогическая диагностика помимо специфических функций выполняет также и ряд других функций. Поэтому можно утверждать, что ей принадлежит ведущая роль в учебно-воспитательном процессе.
1.2 Методы оценки профессионального уровня педагогических работников
Многоплановость и комплексность содержания диагностики труда учителя приводит к тому, что в современной научной литературе существует несколько подходов к определению понятия «педагогическая диагностика». В большинстве случаев подобные определения даются с точки зрения психологии. В них особое внимание уделяется содержанию педагогической диагностики как изучению психологических процессов и сформированности личностных качеств учителя.
Подбирая диагностические методики, их следует компоновать в соответствии с психологической концепцией, согласно которой труд учителя как сложная психическая реальность представлен в виде трехуровневой пространственной модели, включающей в себя: личность учителя, педагогическая деятельность, педагогическое общение. Все эти уровни объединены единственной целью задачей – развитие личности ученика. Выделяют следующие виды диагностики: первоначальная, предварительная, периодическая, повторная, итоговая.
Первоначальная диагностика проводится при поступлении педагога на работу и помогает руководителю выявить уровень профессиональной компетентности молодого учителя и построить план стратегии дальнейшего взаимодействия с работником. На стадии проведения предварительной диагностики собирается более подробная информация об уровне развития профессионально важных черт личности учителя и результатах его педагогической деятельности. Периодическая диагностика проводится чаще всего один раз в год. Так получают информацию о ходе профессионального роста учителя, педагогического коллектива школы.
Пролонгированное диагностирование динамики развития личности учителя позволяет следить за процессом развития, иметь всегда новую актуальную информацию. В ходе итоговой диагностики сопоставляется уровень реального состояния развития учителя или педагогического коллектива с ожидаемым, прогнозируется новый этап и стратегия дальнейшего развития отдельных учителей или педагогического коллектива школы в целом.
Процесс изучения личности учителя или педагогического коллектива учебного заведения должен основываться на следующих принципах:
Во-первых, изучение личности учителя должно быть направлено на повышение уровня его профессиональной компетентности. Во-вторых, изучение должно быть комплексным – то есть охватывать все основные профессионально важные сферы личности педагога. В-третьих, диагностические методики должны предлагаться в доступной для восприятия форме, а исследования следует проводить в обычных условиях деятельности учебного заведения.
Быстро и правильно выбрать подходящий метод и методику помогает их классификация. Существует много разных подходов к классификации диагностических методик, их группируют в зависимости от направленности на изучение индивидуальных особенностей, состояний личности или коллектива, от характера участия испытуемых в их проведении, от времени и места проведения диагностического исследования, в зависимости от формы и способа использования. Вопросом классификации диагностических методик занимались Фридман Л.М., Беспалько В.П., Кеттел Р., Цветкова Л.С. и др.[9,24,40].
Беспалько В.П. выделяет в процессе диагностики два уровня. Первый уровень предполагает наблюдение, идентификацию и фиксацию данных о личности и деятельности учителя. Второй уровень – это проработка информации, распознавание сущности изучаемого объекта, соотношение полученных результатов с практикой [10].
Следует отметить, что педагогическая диагностика профессионального уровня педагогических работников может быть осуществлена небольшой группой компетентных экспертов: администрацией, специалистами органов управления образования, наиболее опытными педагогами-предметниками, предварительно подготовленными в соответствии с поставленными целями диагностирования. Результаты педагогической диагностики используются в дальнейшем при разработке системы мер по реализации выводов, сделанных на основе анализа результатов изучения педагогической деятельности учителя: преодоление трудностей, закрепление положительного опыта, изменение психологических качеств личности.
Применение разноплановых методов и методик диагностики способствует выявлению не только реального уровня развития профессионализма педагогических работников, но позволяет определить перспективы их развития в будущем.
Следовательно, для проведения диагностического исследования на должном уровне администрация учебного заведения должна иметь полное методическое обеспечение, предусматривающее создание и постоянное пополнение банка психолого-педагогических диагностических методик, ведение на регулярной основе соответствующей документации, где записываются результаты диагностики. Активное использование психолого-педагогической диагностики позволяет руководителю учебного заведения создать благоприятные основы профессионального роста педагогических работников и эффективного решения задач учебно-воспитательного процесса.
Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно получать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить, и работать в быстро меняющемся мире. А это возможно только при условии нового взгляда на научно-методическое обеспечение как образовательного процесса в целом, так и повышение профессионального уровня каждого учителя.
Целесообразно отметить, что проблема проектирования деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения по повышению профессионального уровня учителей заключается в выявлении управленческих и организационно педагогических условий деятельности и направлена на повышение профессионально-квалификационного уровня учителей учебного заведения. Проект необходим для создания организационных, научно-методических, информационных, ресурсных условий, способствующих становлению и развитию эффективной модели деятельности руководителя учебного заведения по научно-методическому обеспечению деятельности педагогов, которое приведет к повышению профессионального уровня.
Полная концепция модели деятельности руководителя представлена на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 – Модель деятельности руководителя учебного заведения по научно-методическому обеспечению повышения профессионального уровня учителей
Реализация проекта будет способствовать:
овладению управленцами и учителями знаниями, умениями, навыками и технологиями повышения профессионального уровня;
овладению субъектами образовательного процесса приемами самооценки и самоанализа.
овладению руководителями учебных заведений педагогическими технологиями, современными методиками диагностики;
разработке, апробации и внедрению в практику работы новых методик, ориентированных на предвидение творческого участия каждого педагога в учебно-воспитательном процессе, что будет способствовать повышению профессионального уровня [39].
Успешная реализация построенной модели позволит педагогическим и руководящим работникам системы образования быть непрерывно адаптированными к изменениям в социально-экономической и информационно-технологической сферах, влияющих на модернизацию отечественного образования, будет способствовать формированию мотивации к высокоэффективному и творческому труду, созданию результативного механизма, гарантирующего качество образования . На уровне учителя реализация проекта позволит добиться повышения информационной и сетевой культуры, совершенствования профессионального уровня, получит дополнительные возможности для поддержания и развития личности учащихся [1, с. 136].
Направленность всего учебно-воспитательного процесса на конечный результат предполагает новый подход к путям повышения профессионального уровня учителей. Происходит сущностная трансформация таких обычных функций как педагогический анализ, планирование, организация и контроль.
Как один из путей повышения профессионального уровня учителей является организация в учебном заведении системы научно-методической работы. Научно-методическая работа рассматривается как целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального уровня каждого педагога, а в конечном счете – на развитие и достижение последствий учебно-воспитательного процесса Главным и существенным в научно-методической работе в школе является предоставление реальной, действенной помощи педагогическим кадрам в развитии их профессионального уровня как сплава профессиональных знаний, навыков, умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [34].
Основой системы научно-методической работы в общеобразовательном учебном заведении есть взаимодействие педагогов-участников научно-методической работы. Она объективно играет роль связного звена между жизнью и деятельностью конкретного педагогического коллектива и общегосударственной системой образования, психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом.
Научно-методическая работа в школе по своему содержанию должна быть связана с другими формами работы по повышению квалификации педагогических кадров, то есть с их курсовой переподготовкой, деятельностью районных методических объединений, семинаров. Научно-методическая работа в школе должна, с одной стороны, продолжать и закреплять работу, которая проводилась на курсах и семинарах, а с другой – должна готовить педагогические кадры к следующей курсовой переподготовке. Однако такой взаимосвязи еще мало. В научно-методической работе, которая проводится в школе, также должна быть обеспечена постоянная и повсеместная взаимосвязь [23].
К пути повышения профессионального уровня можно отнести использование в деятельности педагогов информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Сегодня, когда информация и международный раздел труда становятся неотъемлемыми составляющими мировой экономики, основой персонального и профессионального успеха любого человека остается образование. Соответственно требования, предъявляемые к образовательному уровню, изменились: кроме постоянного обновления базовых знаний, современный специалист должен уметь эффективно применять новейшие достижения науки и техники, использовать персональный компьютер и информационные ресурсы. Значительное внимание уделяется возможностям информационных и телекоммуникационных технологий, выводящих образование на новый уровень, обеспечивающих свободный доступ к образовательным ресурсам широким слоям населения независимо от места жительства. Сетевые технологии Интернет являются решающим фактором в развитии дистанционных методов обучения и информатизации системы образования.
Следует отметить, что переход к новым компьютерно-ориентированным технологиям в обеспечении повышения профессионального уровня, создание условий для их развития, апробации и внедрения, рациональное сочетание новых информационных технологий с традиционными – это сложная методическая задача, требующая решения целого комплекса психологии, педагогических организационных, учебно-методических, технических и других проблем
Основными из этих проблем являются:
разработка научно-методического обеспечения решения задач информатизации повышения профессионального уровня учителей;
подготовка педагогических кадров к использованию в учебном процессе средств современных информационно-коммуникационных технологий;
материально-техническое и научно-методическое обеспечение учебных заведений [26].
Анализируя пути успешного решения многоаспектных проблем информатизации научно-методического обеспечения повышения профессионального уровня учителей, можно утверждать, что оно возможно только при соблюдении психологических условий, определяющих результат эффективности творческой деятельности.
Постоянное стремление к совершенствованию своего профессионального уровня является характерным признаком для большинства творческих профессий, в том числе и для педагогов, специфика работы которых многократно усиливает это стремление. Поэтому одна из задач научно-методического обеспечения в общеобразовательном учебном заведении – создание условий для развития исследовательских умений учителей и содействие в формировании опыта подготовки к самообразовательной деятельности.
Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в школе должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей учителей. В таком случае учитель, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы. Самообразование учителя заключается в его умении организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его. Показателями эффективности педагогического самообразования является, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога [6].
Условия самообразования следует создавать на диагностической основе, по результатам мониторинга педагогической, методической, психологической подготовки учителя. Также должны быть предоставлены источники удовлетворенности педагога, которые приведут к повышению профессионального уровня и творческому росту (рис. 1.2).
Эффективность самообразования педагога заключается в стиле управления педагогическим коллективом, который предполагает индивидуальный подход к каждому учителю, всестороннюю поддержку его творчества, стремление к самореализации.

Рисунок 1.2 – Основные источники удовлетворенности педагога трудом
Оценка эффективности управленческой деятельности в контексте повышения профессионального уровня учителей чрезвычайно важна и, вместе с тем, является мало проработанной и противоречивой проблемой. По оценке эффективности работы всей школы, можно определять качество управления повышением профессионального уровня учителей. При этом соотнесенность достигнутых результатов с требованиями к профессионализму и прогнозам его повышения, установление их соответствия может быть отправным критерием оценки как работы всех звеньев системы методической службы, так и эффективности управления этой системой [3].
Сегодня очевидно, что управление научно-методическим обеспечением в школе должно быть и эффективным, и действенным, то есть обеспечивать не только достижение прогнозируемых результатов, но и их постоянную динамику; а оценка этой эффективности и действенности – необходимость развития внутреннего управления для повышения профессионального уровня. Оценивание эффективности и действенности управления научно-методическим обеспечением повышения профессионального уровня учителей – инструмент обратной связи управленческой деятельности руководителя учебного заведения [36].
Выявление эффективности управления процессом научно-методического обеспечения в учебном заведении позволяет отобрать вопросы для оценки по каждому компоненту (виду управленческой деятельности и показателю оценки их результативности). При использовании этой методики можно использовать бальные оценки. Если показатель, характеризующий деятельность, оказывается всегда, то его необходимо оценить в 4 балла; «часто» – 3 балла; «редко» – 2 балла; «иногда» – 1 балл; «никогда» – 0 баллов. Бальная оценка каждого показателя дает возможность подсчитать коэффициент эффективности (К) как по каждому виду управленческой деятельности, так и всей деятельности в целом путем использования такой формулы:

Если коэффициент эффективности управления научно-методическим обеспечением составляет:
от 100% до 75%, то деятельность оптимальна;
от 74% до 50%, то деятельность осуществляется на допустимом уровне;
от 49% до 25%, то уровень деятельности критический;
ниже 24%, то уровень деятельности недопустимый [49,50].
В условиях необходимости модернизации педагогического образования одной из важных задач инновационного развития является обновление научно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Сегодня важно отойти от устаревшего понимания системы методической работы как контролирующей структуры, как транслятора инструкций и директив, типичных и традиционных методик, обеспечивающих репродуктивный характер их выполнения.
Успех педагогической деятельности сегодня определяется не столько степенью профессиональной подготовки учителя, уровнем знаний, сколько желанием и возможностями углублять теоретические знания и отшлифовывать практические умения, то есть постоянно повышать уровень профессиональной компетентности, формировать педагогическую позицию. Первоочередная задача администрации школ – консолидировать усилия на создании модели непрерывного образования педагогов, что является органическим компонентом процесса усовершенствования учебно-воспитательного процесса.
Необходимо отметить, что главное место в повышении профессионального уровня учителя занимает работа над индивидуальной методической, педагогической, психологической темой (проблемой). Эта тема не может быть кем-либо предложена, она должна вытекать из профессионального интереса учителя.
Организующим центром методической работы с педагогическими работниками должен стать методический кабинет учебного заведения. Задачей деятельности школьных методических кабинетов должно стать: обеспечение информационной поддержки деятельности структурных подразделений методической службы общеобразовательного учебного заведения; создание банка данных программно-методической, нормативно правовой, научно-технической информации; предоставление учебно-методических консультаций педагогам; координация коллективных форм и методов работы и самообразования, направленных на повышение профессионального уровня и совершенствование профессиональной подготовки учителей; удовлетворение запросов, потребностей учителей в информации профессионально-личностной ориентации; организация системы мероприятий, направленных развитие творческого потенциала педагогов, внедрение достижений лучшего педагогического опыта и инновационных технологий.
Таким образом, готовясь к новому учебному году, планируя методическую работу с кадрами, организаторы методической службы учебных заведений должны осмыслить приоритетные направления методической работы, определить основные факторы дальнейшего развития системы научно-методического сопровождения. Управление развитием должно происходить на основе учета современных тенденций системы образования, последипломного педагогического образования, инновационных поисков и опыта, учета ресурсов и возможностей учебного заведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акимов, С.С. Психология и педагогика : учебное пособие / Акимов С.С., Бородина О.Ю., Судакова О.Н.. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – 206 c. – Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/118414.html
- Алексеева, Г.И. Индивидуально-ориентированные курсы повышения квалификации – требование времени / Г.И. Алексеева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2016. – Т. 2. – № 3 (7). – С. 21-23.
- Антонов Н.В., Иванова О.А., Бочарова Н.В. Особенности построения индивидуальной траектории профессионального развития педагогов / Н.В. Антонов, О.А. Иванова, Н.В. Бочарова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2018. – № 1. – С. 205-209.
- Бабаева, А.В. Современные технологии и формы педагогического наставничества / А.В. Бабаева // Наука через призму времени. – 2021. – № 1 (46). – С. 67-69.
- Багадаева, О.Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО / О.Ю. Багадаева // Современное дошкольное образование. – 2016. – № 10 (72). – С. 26-37.
- Байкова, И.Г. Управление профессиональным развитием учителя в целях управления качеством образования / И.Г. Байкова, Р.Г. Канчурина, И.В. Гришина, Л.С. Илюшин // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2018. – № 2. – С. 40-46.
- Байтенова, Л.Б. Профессиональный рост педагога через индивидуальную траекторию развития / Л.Б. Байтенова // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. – 2020. – № 2. – С. 79-83.
- Безрукова, В.С. Педагогика : учебное пособие / В.С. Безрукова. – Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. – 324 c. – Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/115241.html
- Бероева, Е.А. Реализация современных педагогических технологий в развитии профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации / Е.А. Бероева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 3 (221). – С. 15-20.
- Булаева, М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении / М.Н. Булаева, О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3 (24). – С. 167-170.
- Волкова, Н.В. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных событий и педагогической деятельности / Н.В. Волкова // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. – № 1 (19). – С. 74-78.
- Дипломатова, З.Ю. Управление карьерным ростом учителя как системная деятельность руководителя образовательной организации / З.Ю. Дипломатова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2020. – № 4 (109). – С. 187-196.
- Закон ДНР «О гражданской обороне» № 07-IHC от 13.02.2015 [Электронный ресурс] : сайт Народного Совета ДНР – Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-grazhdanskoj-oborone/ – Загл. с экрана.
- Закон ДНР «О пожарной безопасности» № 151-IHC от 30.09.2016, действующая редакция по состоянию на 11.03.2021 [Электронный ресурс] : сайт Народного Совета ДНР – Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-pozharnoj-bezopasnosti/ – Загл. с экрана
- Закон ДНР «Об охране труда» № 31-IHC от 03.04.2015 действующая редакция по состоянию на 24.04.2019 [Электронный ресурс] : сайт Народного Совета ДНР – Режим доступа : https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-ohrane-truda/ – Загл. с экрана.
- Зубова, Л.В. Педагогика сотрудничества и пути ее реализации в школе / Л.В. Зубова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 10-3. – С. 38-40.
- Калюжный, А.С. Психология и педагогика : учебное пособие / Калюжный А.С.. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 322 c. – Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/72814.html
- Капранова, М.В. Личностные особенности педагогов с различным стажем профессиональной деятельности как детерминанты профессионального развития / М.В. Капранова, М.С. Дедюрина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2021. – № 2. – С. 141-156.
- Кондаурова, И.А. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. А. Кондаурова, О. А. Штагер ; И.А. Кондаурова, О.А. Штагер ; ГОУВПО «ДОННТУ». - Донецк : ГОУВПО "ДОННТУ", 2021. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader. http://ed.donntu.org/books/21/cd10286.pdf
- Кондаурова, И.А. Экономика труда и социально-трудовые отношения [Электронный ресурс] : практикум по базовой учебной дисциплине профессионального цикла / И. А. Кондаурова, В. В. Горощенко ; И.А. Кондаурова, В.В. Горощенко ; ГОУВПО "ДОННТУ", Инж.-экон. фак., Каф. упр-я бизнесом и персоналом. - 2 Мб. - Донецк : ГОУВПО "ДОННТУ", 2017. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader. http://ed.donntu.org/books/17/cd8125.pdf.
- Кондаурова, И.А. Экономика труда и социально-трудовые отношения [Электронный ресурс] : [учебное пособие для вузов] / И. А. Кондаурова, В. В. Горощенко ; И.А. Кондаурова, В.В. Горощенко. - 4 Мб. - Dьsseldorf : Lambert Academic Publishisng, 2018. - 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader. http://ed.donntu.org/books/20/cd9836.pdf.
- Конькина, Е.В. Влияние профессиональной идентичности личности на социальную адаптированность / Е.В. Конькина, А.А. Черемисина, В.А. Иоаниди // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-4. – С. 142-144.
- Крапивина, Е.Г. Проблемы мотивирования профессиональной деятельности педагогов в учреждениях дополнительного образования / Е.Г. Крапивина // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4. – С. 73-75.
- Куроптева, В.И. Основные характеристики педагогической деятельности / В.И. Куроптева // NovaUm.Ru. – 2021. – № 29. – С. 89-90.
- Кырыкбаева, А.К.Управленческая культура в сфере образования / А.К. Кырыкбаева, С.К. Нуркумашева // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 6. – С. 129-132.
- Левикова, С.И. Современный педагог: предметник или универсальный специалист? / С.И. Левикова // Материалы V международной конференции «Современное образование: векторы развития. Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога». Под общей редакцией М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. – 2020. – С. 98-104.
- Лукичева, Л.В. Наставничество – инструмент построения индивидуальной воспитательной траектории / Л.В. Лукичева // Источник. – 2019. – № 3. – С. 7-11.
- Мамонтова, Т.С. Роль педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя / Т.С. Мамонтова, И.Ф. Кашлач, Е.В. Чепурненко // Научный диалог. – 2016. – № 4 (52). – С. 370-383.
- Насырова, Э.Ф. Критерии и показатели оценки уровня педагогического мастерства учителя школы / Э.Ф. Насырова, Р.И. Руднева // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4. – С. 77-80.
- Невзоров, М.Н. Экзистенциально-педагогическое становление педагога опережающего образования / М.Н. Невзоров // Сборник статей «Методологические ориентиры субъектов опережающего образования». – 2021. – С. 47-56.
- Немыкина, Т.И. Формирование личности педагога в современном мире / Т.И. Немыкина, А.П. Матохина // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике». – Стерлитамак, 2021. – С. 73-75.
- Патрик, Сансон Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон. – Москва : Теревинф, 2019. – 208 c. – Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/90064.html
- Педагогика и психология: перспективы развития : монография / Т.Н. Духина [и др.].. – Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2018. – 176 c. – Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/92997.html
- Полушкин, Д.П. Мотивация преподавателей высшей школы к формированию собственных компетенций в области информационной безопасности / Д.П. Полушкин, Е.В. Чернова, Е.Л. Трейбач // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 12. – С. 72-77.
- Пономарев И.Ф. Методология научных исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования / И. Ф. Пономарев, Э. И. Полякова ; И.Ф. Пономарев, Э.И. Полякова ; ГОУВПО "ДОННТУ". – 1 Мб. – Донецк : ГОУВПО "ДОННТУ", 2018. – 1 файл. - Систем. требования: Acrobat Reader. http://ed.donntu.org/books/19/cd8597.pdf
- Попова, А.С. Исследование структуры профессиональной мотивации педагогов в школе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – Т. 4. – № 11. – С. 1154-1160.
- Резепов, И.Ш. Психология и педагогика : учебное пособие / Резепов И.Ш.. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 106 c. – Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/79812.html
- Рышкова, Л.М. Проблема развития профессионального мастерства социальных педагогов / Л.М. Рышкова // Материалы международной научно-практической конференции «Женщины-ученые Беларуси и России». – Минск, 2021. – С. 281-285.
- Самойлова, М.В. Диагностика сформированности ценностно-мотивационного компонента исследовательской компетентности будущих педагогов профессионального обучения / М.В. Самойлова // Kant. – 2019. – № 4 (33). – С. 306-311.
- Свидерская, С.П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности / С.П. Свидерская // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 46-65.
- Сладкова, И.А. Проблема личностной готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов / И.А. Сладкова// Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 342-346.
- Стрельцова, А.Д. Роль духовно-нравственного воспитания в современных школах / А.Д. Стрельцова // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.1 (28). – С. 240-242.
- Тринитатская, О.Г. Содержание и структура функций образовательного менеджмента в контексте инновационной деятельности современной школы / О.Г. Тринитатская, С.В. Бочаров, О.А. Назарчук, Л.Г. Захарова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 2. – С. 36-42.
- Турищева, М.А. Профессионально-личностная готовность к реализации образовательных стандартов нового поколения / М.А. Турищева // материалы международной научно-практической конференции «Педагогика XXI века: стандарты и практики». –2016. – С. 348-352.
- Ущеко, А.В. Развитие системы управления персоналом образовательного учреждения (на примере МДОУ № 73 городского округа Орехово-Зуево) / А.В. Ущеко // Дискуссия. – 2017. – № 6 (80). – С. 49-54.
- Экономический анализ состояния хозяйственной деятельности предприятий : учебник И. Ф. Пономарев. – Донецк : ООО «Технопарк ДонГТУ «УНИТЕХ», 2016. – 366 с.
- Ястребова, К.А. Использование практических приемов методики коучинга в работе педагога-тьютора / К.А. Ястребова // Материалы сборника «Актуальные проблемы науки и образования в современном ВУЗе». сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. Отв.ред. А.Л. Галиев, 2019. – С. 582-592.