Персональный сайт магистра

Креков Олег Игоревич
Факультет интеллектуальных систем и технологий
Кафедра компьютерной инженерии
Специальность Информатика и вычислительная техника
Разработка системы картографирования помещения на основе поступаемых данных с источника
Научный руководитель: к.т.н., доц. Завадская Татьяна Владимировна

Индивидуальный раздел
Лаборатории реактивного движенияНАСА [1]
Ранее в биографии я указывал существование вклада видеоигр в выбор получаемого образования. Поэтому данный раздел сайта посвящен им.
Видеоигры как источник знания
Существует популярное мнение, свойственной преимущественно старшим поколениям, что видеоигры — всего лишь бессмысленная детская забава, не имеющая места во взрослой жизни человека. Таким статусом обладали и фильмы, мультипликации, однако прочно вошедшие в современную жизнь и ставшие ее частью.
Данный раздел посвящен призыву избегать умаления новых увлечений на фоне старых (конкретно игр на фоне книг), основанном на рассмотрении только одних их сторон: книг — образовательная польза, игр — досуговая. Как книги умеют развлекать, так и игры способны обучать. И важно тут помнить отличительные черты игр: наглядность и интерактивность.
Наглядность и интерактивность видеоигр позволяют достигать высокого уровня вовлеченности в процесс. Рассуждения о применении игр в образование — на самом деле не попытки представить возможное будущее, а уже давно существующая практика.
Первая игра — первые переселенцы
Одной из первых — а вероятнее всего первой — образовательных игр стала The Oregon Trail. Игра разработана за две недели в 1971 году для школьных учащихся с целью их обучения трудностям жизни пионеров Орегонского пути. Игроку нужно добраться из города Индепенденс до города Орегон, встречая на пути различные события и преодолевая множество препятствий.
Изначально игра была полностью текстовой и использовала телетайп для вывода информации. В 1975 году она была доработана при поддержке Миннесотского Консорциума Вычислений и Образования для выпуска на компьютеры Apple II и впервые обрела графическую часть, пример которой показан на рисунке 1 [2]. Впоследствии игра неоднократно переиздавалась и получала ответвления.
.jpg)
Игра как образовательная платформа
Однако более интересны современные игры. Нельзя не оставить без внимания самую продаваемую игру в истории — игру в жанре песочницы Minecraft.
Стабильная версия Minecraft вышла в 2011 году. Мир игры представлен в виде блоков (зачастую кубов). Возможность разрушать и устанавливать блоки позволяет реализовать творческие замыслы и изменять ландшафт мира согласно своим желаниями, создавая тем самым великолепные сооружения. По этой причине довольно часто Minecraft сравнивают с Lego.
Предоставляя широкие возможности для моддинга, сама игра стала платформой для множества игр и активностей. Важно то, что игра является многопользовательской, то есть в одном мире могут находиться несколько игроков.
Дополнительное внимание к игре пришло во время пандемии COVID-19. Примечательным является тот факт, что в 2020 году, в связи с переходом на дистанционное обучение, студентами Донского государственного технического университета воссоздан свой ВУЗ, в виртуальной копии которого в режиме онлайн были проведены многочисленные мероприятия, такие как занятие по функциональному программированию
[3, 4], экскурсия по ДГТУ и будущему кампусу в рамках дня открытых дверей
(рис. 2)
[5], выставка LIBERTILE – Отсекая лишнее. Оставляя суть
[6].

Возможности моддинга привели к созданию множества сценариев и функциональных объектов в игре. С целью непосредственно обучения в 2016 году разработана версия Minecraft: Education Edition, включающая в себя ресурсы: наука (химия, биология, бытовые процессы), математика, компьютерные науки (логика, программирование, ИИ), языковые искусства, история и культура, искусство и дизайн, цифровое гражданство (медиаграмотность, конфиденциальность, безопасность), социально-эмоциональное обучение (самосознание, эмпатия, принятие ответственных решений), равенство и инклюзивность (социальная справедливость, идентичность и терпимость), климат и устойчивость окружающей среды [7].
Интерактивные туры
Отдельного внимания достойны игры, включающие образовательные интерактивные туры. Их преимущество заключается в том, что, в отличие от телевизионных передач, игроку предоставляется возможность самостоятельного исследования воссозданной локации под комментарии историков. Если в видеоролике мы видим только то, что и как создатели хотели показать, в игре имеется возможность задержаться около интересующих объектов и осмотреть их со всех сторон на протяжении желаемого количества времени. Из последних крупных игр туры выпускались в рамках серии Assassin’s creed и отечественной игры Смута
.
Серия Assassin’s creed рассказывается о различных выдуманных сюжетах, вплетенных в периоды истории. Серия и раньше была примечательна наличием внутриигровой энциклопедии, описывающей достопримечательности, события и личности. Недавние части Origins, Odyssey и Valhalla дают возможность отправится в экскурсии по Древнему Египту (рис. 3), Древней Греции и Эпохе викингов, в ходе которых будет рассказано о быте, культуре и искусстве народов, архитектуре и событиях соответствующих эпох [8]. Для меня же данная серия является одним из факторов, заложивших любовь к истории.

Смута
— отечественная игра, выпущенная в 2024 году и посвященная событиям Смутного времени. Она разрабатывалась при поддержке Института развития интернета, который и в дальнейшем выделил субсидии на разработку новых образовательных модулей в рамках проекта Смутное время
. В целом, части повествуют о жизни, архитектуре, истории и событиях периода и соответствующих мест, которым посвящены: Москвы, Нижнего Новгорода и Ярославля; в конце тура игрока ждет проверка усвоенного материала в виде экзамена. Также в проект входит доступ к трем эпизодам основной игры
[9].
На рисунке 4 показан снимок экрана, сделанный во время экскурсии по Москве в образовательном модуле Смутное время: Москва
.

Смутное время: Москва
Изучение космоса и физики
Kerbal Space Program (KSP) — игра в жанре космического симулятора, вышедшая в финальный релиз в 2015 году. Ключевой особенностью KSP является достаточно точное следование законам аэродинамики и орбитальной физики как для игры, нацеленной на широкую аудиторию.
Игрок выступает в роли руководителя космической программы вымышленной расы. KSP предоставляет возможности по созданию наземного, воздушного и космического транспорта из огромного множества модулей; космических станций и инопланетных баз; исследование вымышленных планет, спутников и астероидов.
Еще до финального релиза KSP привлекла внимание агентства НАСА. Это вылилось в сотрудничество, в результате которого команда KSP получила опыт сотрудников НАСА, а НАСА — популяризацию темы космоса и собственного агентства (на рис.
5 показан один из совместно разработанных сценариев). В 2013 году на выставке Electronic Entertainment Expo продюсер визуализации Лаборатории реактивного движения
НАСА сообщил, что половина сотрудников лаборатории играют в эту игру; SpaceX же искала новые таланты для команды программного обеспечения, ведь, как оказалось, половина их инженеров-робототехников пришла из индустрии игр
[1, 10].
В дальнейшем с целью обучения, в сотрудничестве с НАСА и специализирующейся на образовательных играх компанией TeacherGaming, была разработана упрощенная версия игры — KerbalEdu, получившая дополнительный для учебного процесса инструментарий.

Все дает знание
Выше были описаны игры, которые изначально задумывались как образовательные или получившие впоследствии соответствующие версии. Разумеется, это не весь список, ведь существует огромное число игр в жанре симуляторов, например профессий, животного мира, космоса c хорошо проработанной физикой, прочих аспектов нашего мира. Однако основная мысль в том, что очень многие игры, создававшиеся без цели быть образовательными, в действительности все равно приносят игроку какие-никакие знания, интерес к теме и сеттингу, которым посвящены.
Как уже было сказано, серия игр Assassin’s Creed, как и исторические фильмы, вызвали у меня интерес к истории; внутриигровые базы данных, имеющиеся у некоторых игр, предоставляли по ходу игры информацию о демонстрируемых событиях, механизмах, архитектуре и личностях. Основываясь на полученной информации, я стал искать дополнительные материалы в других источниках, чистых от выдуманных сюжетов игр.
Мультиплатформенная игра Plague Inc, в которой игрок должен развивать свою инфекцию и заразить всю Землю, рассказывает о видах, путях распространения, симптомах и опасностях инфекций, являющимися ключевыми аспектами игрового процесса. Помимо биологии игра предоставляет знания о географии и политической карте Земли, пользу которых для себя считаю высокой во время обучения в школе: полученные знания действительно оказались полезными на уроках географии. Примечательно, что разработчика игры пригласили в Центр по контролю и профилактике заболеваний США, найдя игру весьма ценной для повышения осведомленности о проблемах здравоохранения [11]. Основная часть игры происходит на карте, пример которой показан на рисунке 6.

Также не могу обойти стороной гиганта жанра глобальных исторических 4X стратегий — шведскую компанию Paradox Development Studio, ответственную за выпуск серий настольных и компьютерных игр Crusader Kings, Europa Universalis, Victoria и Hearts of Iron, в которых игрок управляет выбранным им государством: дипломатией, интригами, экономикой, наукой, территориями, войнами. Каждая серия обладает отличительными особенностями игрового процесса, отражающими характерные черты затрагиваемых эпох — Средневековья, периода от позднего Средневековья до начала Эпохи революций, Викторианской эпохи и Новейшего времени соответственно.
Очевидно, что перечисленные выше игры Paradox Development Studio, среди игроков часто в шутку называемые симуляторами контурных карт
, наделяют знаниями географии. В каждой из этих серий (рассматривая последние части) климат и рельеф вносят свой вклад в игровой процесс, что способствует изучению не только формы континентов и политической карты, но также карт физических и климатических .
В названных исторических гранд-стратегиях важной особенностью выступают исторические события, решения и личности. Наиболее наглядно и проработано это видно в Hearts of Iron IV за счет акценте на сравнительно небольшом периоде из рассмотренных выше — периоде Второй мировой войны (стартовые даты: 1936 и 1939 годы). Здесь исторические и альтернативные решения и процессы оформлены в ключевую механику — фокусы
государства. Например, при старте в 1936 году первым историческим фокусом Германии принимается Ремилитаризация Рейнской области
.

Не раз упоминал аспект исторических знаний, получаемый от видеоигр: они дают базовую информации о множестве событий своего периода. Однако всегда следует помнить, что истории из чужих уст являются их собственной интерпретацией. Осознание этого и является тем важнейшим стимулом, побуждающим дальнейшее изучение новых для себя фактов, попытки объективно понять их.
Игры, как книги и кино, основаны на реальном мире, сюжеты вдохновляются реальной историей. Поэтому они почти всегда дают пусть даже незначительные, но исходные знания, зацепки, которые могут вызвать интерес у игрока для более подробного изучение в дальнейшем.
Список использованных источников
- Hall, C. To the Mun and back: Kerbal Space Program / C. Hall. – Text : electronic // Polygon. – 2014. – URL: https://www.polygon.com/features/2014/1/27/5338438/kerbal-space-program.
- Bouchard, P. How I Managed to Design the Most Successful Educational Computer Game of All Time. / P. Bouchard. – Text : electronic // Medium. – 2017. – URL: https://medium.com/the-philipendium/how-i-managed-to-design-the-most-successful-educational-computer-game-of-all-time-4626ea09e184.
- В ДГТУ пройдет онлайн лекция в виртуальном пространстве популярной компьютерной игры Minecraft / ДГТУ. – Текст : электронный // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wall-9346281_38671.
- В ДГТУ студентам на дистанционном обучении провели занятие в Minecraft / ДГТУ. – Текст : электронный // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wall-9346281_38893.
- Экскурсия по ДГТУ в Minecraft / ДГТУ. – Текст : электронный // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wall-9346281_39462.
- В виртуальном кампусе ДГТУ в Minecraft пройдет выставка
LIBERTILE – Отсекая лишнее. Оставляя суть
/ ДГТУ. – Текст : электронный // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wall-9346281_39586. - Minecraft education : [сайт]. – Текст : электронный. – URL: https://education.minecraft.net/ru-ru.
- Assassin’s creed discovery tour. – Text : electronic // UBISOFT. – URL: https://www.ubisoft.com/en-us/game/assassins-creed/discovery-tour.
Смутное время
. – Текст : электронный // СМУТА. – URL: https://smuta.games/smutnoe-vremya/.- Emanuelli, M. Kerbal Space Program, the Spaceflight Simulator that Conquered JPL / M. Emanuelli. – Text : electronic // Space Safety Magazine. – 2013. – URL: http://www.spacesafetymagazine.com/aerospace-engineering/rocketry/kerbal-space-program-space-flight-simulator-captured-jpl/.
- Khan, A. Plague Inc. / A. Khan. – Text : electronic // Public Health Matters Blog. – 2013. – URL: https://blogs.cdc.gov/publichealthmatters/2013/04/plague-inc/.