Стародуб Валерия Валериевна

Стародуб Валерия Валериевна

Факультет экономики

Кафедра экономики и маркетинга

Специальность: "Экономика предприятия и маркетинг"

Тема выпускной работы магистра: "Психология потребителя как фактор рекламной стратегии"

Научный руководитель: доцент, к.т.н., Калиниченко Зоя Дмитриевна

Психология масс как основа психологии личности

До сравнительно недавнего времени такой отрасли психологии как психологии масс и психологии толпы как бы и не существовало [1]. Имена Густава Лебона, Габриэля Тарда, Вильгельма Вундта, Хосе Ортега-и-Гассет были известны лишь специалистам в области психологии. Однако на данный момент заинтересованность в понимании взаимоотношений отдельной личности и общества ведет к необходимости получения соответствующей информации. Толчком к этому стал ряд работ английских и американских специалистов, первые из которых датируются 1908. Эти работы вводят понятие социальной психологии и переносят акценты с рассмотрения отдельной личности к рассмотрению этой личности на фоне массы (или общества) среди которой она существует. Такой подход кардинально отличается от использовавшегося ранее, то есть такого, как, например, предлагаемого в работах Карлейля (хотя эти работы и приобретают особый интерес именно в ряду работ посвященных социальной психологии).

Основополагающие работы, касающиеся психологических аспектов взаимоотношений человека и толпы, можно возвести к таким социологам как Г.Лебон (1898), Г.Тарда (1892), С.Сигеле (1892), А.Фуллье (1898), которые собственно и положили начало области социальной психологии. Именно они поставили проблему взаимоотношений человека и толпы на основе анализа "коллективного феномена".

Психологический словарь дает такое определение толпы: "Толпа есть скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания" [1]. То есть речь идет о том, что личность взаимодействует не с такими же личностями, а с образуемым ими психологическим организмом, который обладает собственными качествами и характеристиками. Анализ таких отношений открывает широкие возможности по расширению знаний в области психологии и социологии.

Я считаю, что для изучения данной темы полезно ознакомится с такими работами как:

  • Густав Лебон "Психология народов и масс"
  • Хосе Ортега-и-Гассет "Восстание масс"

Это работы двух авторов, которые были разделены временем и географией. Однако обе эти работы расставляют акценты на противоборстве отдельных личностей и массы. Причем работа Хосе Ортега-и-Гассет, по моему мнению, является более жесткой по отношению к "среднестатистическому" (если можно так выразится) человеку. Я думаю, что ознакомление с этими работами даст возможность каждому переосмыслить его взгляды на жизнь.

  1. Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. - М. : Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 800 с.