Моё увлечение
С девятого по одинадцатый класс я увлёкся фектованием на шпагах. За время обучения развивались такие качества как ловкость, скорость и хорошая реакция. Занятия проходили на базе таргового университета. За три года участвовал в двуг региональных соревнованиях занимал не призовые места,но и не последние места, зато получил хороший опыт и незабываемые впечатления. Фектование очень интересный вид спорта поэтому хочу расказать немного об этов виде спорта.
Фехтование, как вид спортивного единоборства
Фехтование — спортивное единоборство — сугубо индивидуальный вид спорта. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один.
Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 — 2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.
Бой управляется и оценивается арбитром. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными.
Различают следующие виды спортивного фехтования в зависимости от используемого оружия:
- Фехтование на рапирах
- Фехтование на шпагах
- Фехтование на саблях
- Фехтование на тяжелом клинковом оружии (историческое)
Фехтование на рапирах
Рапира — колющее оружие, длиной 110 см и весом 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.
Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в пуандре (наконечнике рапиры) настраивается на давление в 500 г. Более лёгкие уколы аппарат не регистрирует. Засчитываются только уколы, нанесённые в туловище. Уколы в руки, ноги и маску являются недействительными.
Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Укол в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой.
Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должно быть отражена прежде, чем начато ответное действие. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.
Фехтование на шпагах
Шпага — колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770 г, гибкий стальной клинок трёхгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.
В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него по крайней мере в 750 гр, чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется.
В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесён раньше другого не менее чем на 0,04 сек. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.
Фехтование на саблях
Сабля — рубяще-колющее оружие длиной до 105 см, весом 500 гр, стальной гибкий клинок с овальной гардой, защищающей кисть от ударов.
Сабля — оружие рубящее и колющее. Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки (до запястья) и маску. Поражаемая поверхность закрыта металлической курткой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате.
Бой на саблях является очень похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесённых ударах или уколах. Фехтовальная фраза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом приоритета действия от одного фехтовальщика к другому.
В отличие от рапиры и шпаги, в фехтовании на саблях запрещён "скрестный шаг" (опережение одной ногой другую).
Фехтование на тяжелом клинковом оружии
В настоящее время появляются и набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по Фехтованию на тяжелом клинковом оружии (в частности меч). С каждым годом этот вид фехтования становится всё более известным благодаря энтузиастам увлекающимся историей и реконструкцией. Как правило, реконструкторами и любителями данного направления фехтования, применяются одно- или двуручные мечи весом от 1200 г до 4-5 кг. Защитой служат разнообразные доспехи: кольчуги, бригантины, латные панцири и т.п. исторические (или стилизованные под конкретную историческую эпоху) средства защиты. Проведение соревнований по данному фехтования держится на энтузиазме участников нескольких исторических и общественных движений; не имеет чётких единых правил и находится в стадии становления. Участие в таких соревнованиях является чрезвычайно травмоопасным по сравнению с официальным видами фехтования.
Спортивная история фехтования
Фехтование, это, вероятно, один из старейших видов спорта, так, как развилось непосредственно из поединков и в дальнейшем процветало и развивалось, покуда существовали войны. В старину происходили дуэли, как между двумя противниками, так и между целыми армиями. Германские племена, покорившие Римскую Имперю, были, пожалуй, первым народом, признавшим поединок на мечах для свершения правосудия или как средство посчитаться с обидчиком.
Под германским влиянием дуэль распространилась по всему христианскому миру. Уже во времена царствования Карла Великого практиковался так называемый "Божий Суд", когда победа в поединке служила доказательствам правоты одной из спорящих сторон. Такая практика сохранялась на протяжении всего средневековья, как неотъемлемая часть рыцарства.
И лишь в 1480 году, в Испании дуэль впервые была запрещена законом (закон города Толедо). Довольно любопытным является тот факт, что старейший из известных {испанских* - Щиповник} учебников по фехтованию, "Трактат об оружии" Диего де Валера, был написан незадолго до этого (писался с 1458 по 1471 годы). В это же время фехтование получило статус науки.
Несколько позже, когда Испания стала одной из наиболее влиятельных сил в Европе, испанские армии принесли школу фехтования в другие страны и, в частности, на юг Италии, где оно наряду с юриспруденцией преподавалось в университетах Болоньи и Венеции, в которые тогда стекались студенты со всей Европы.
Если наука фехтования зародилась в Испании, то в Италии мы уже встречаемся с таким понятием, как крупные школы фехтования, у каждой из которых были свои традиции и стиль. Эти традиции вскоре нашли отражение в трудах многих знаменитых мастеров.
Вначале оружие использовалось в основном для нанесения рубящих ударов, которых избегали с помощью уходов и уклонов, позже защита тела была возложена на щит, кинжал или плащ в левой руке.
По мере того, как фехтование развивалось и становилось все более утонченным, оружие стало легче, и это, в свою очередь, привело к тому, что для защиты стали использовать только меч.
Итальянцы сохранили в своих мечах поперечину, урезав ее на столько, чтобы она не выступала за пределы круглой гарды. Французы же, напротив, полностью от нее отказались, таким образом, несколько теряя в силе оружия, но выигрывая в удобстве. Вследствие этих изменений старые испанские мечи, которые не многим отличались от рыцарского оружия, осели в музеях, а европейские армии взяли на вооружение саблю и позже палаш.
Только в начале 20-го века в Испании, на родине науки фехтования, появилась собственная уникальная школа фехтования, созданная испанским мастером доном Аделардо Санцем. Испанцы модифицировали итальянскую поперечную нижнюю гарду таким образом, чтобы расположить большой и указательный пальцы, так, чтобы при сохранении итальянской жесткости оружия можно было добиться французской ловкости. В некоторых частях Европы это называли португальской шпагой.
Эти три школы фехтования, которые сейчас отличаются друг от друга весьма незначительно, разве, что, в оружии, являются наиболее распространенными в мире. Итальянская школа превалирует в Италии, Венгрии, Австрии, Южной Америке и Германии. Французская - во Франции, Англии, США и в Центральной Америке. Испанская - в Испании и Португалии.
В каждой есть свои великие мастера: такие, как Греко, Пини, Пессина и Нади - в итальянской, Кирхоффер, Мериньяк, Рю и Гаудин - во французской, Санц и Карбонель - в испанской.
Итальянское фехтование в конце семнадцатого столетия разделилось на две отдельные школы, болонскую (классическая итальянская школа) и неаполитанскую. Конкуренция между двумя школами и общий регресс столетия обусловили упадок фехтования, и его возрождение произошло лишь в период наполеоновских войн, когда возрос интерес ко всему, что связано с военным делом.
Некоторое время доминировала французская школа, пока возрождение национального духа не привело к возвращению старых итальянских школ, нашедших новых последователей и поддержку. В конце концов, возникла так называемая смешанная школа, которая объединила в себе лучшее из итальянского и французского фехтования.
Основным вкладом французской школы в этот смешанный стиль было непрерывное движение, совмещенное с выпадами. Классическая же итальянская школа развила обманные действия и последующие выпады, как отдельные движения. Эти изменения совершили революцию в итальянском фехтовании.
В 1861 году, с основанием Национальной академии фехтования (Accademia Nazionale d"Scherme), центром фехтования стал Неаполь, но вскоре он уступил другим городам, таким, как Милан и Рим. Различие между северной и южной итальянской школой сохранялись еще некоторое время, но уже в наше время технику, преподаваемую различными мастерами в Италии, вполне можно рассматривать, как вариации общей системы.
На американском континенте фехтование стало популярным только в двадцатом веке. Под руководством знаменитого итальянского мастера Евгенио Пини в Аргентине, французского мастера Люсьена Мериньяка в Мексике и нескольких испанских мастеров на Кубе к середине века эти страны достигли значительного прогресса в фехтовании.
Фехтование зародилось в глубокой древности. В античный и раннесредневековый период умение владеть холодным оружием считалось основным компонентом подготовки воина. На средневековых гравюрах встречаются изображения индивидуального обучения фехтованию под команду и учебные поединки в специальных залах. Обучение фехтованию велось на боевом оружии, но постепенно появляются облегченные и более безопасные образцы тренировочного оружия. В 15-16 веках в учебных целях стала применяться рапира как облегченное оружие, подобие боевой шпаги.
В 17-18 веках в Европе доминирует итальянская школа фехтования. Итальянские фехтмейстеры разработали оригинальные методы и технику фехтования. В 1610 году в Италии появляется рукоятка для рапиры с поперечником, которая сохранилась до наших дней и называется итальянской.
Несколько позже развилась французская школа классического фехтования. В 1633 году французский мастер Беннар Ренне в своей книге изложил основы техники фехтования, очень близкой к современной. Он описал боевую стойку, салют, передвижения, выпад и вольты, соединения и переводы. Все защиты Ренне подразделил на прямые, полукруговые и уступающие. В конце 17 века в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия.
В Германии было распространено «мензурное» фехтование — дуэль на шлегерах с остро отточенными концами. На лицо фехтовальщика надевали очки с металлической сеткой. Противники в поединке наносили друг другу режущие удары по лицу. «Мензурное» фехтование длительный период времени было широко распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях, а шрам на лице считался непременным украшением студента.
В конце 17 века французы укоротили шпагу и изобрели «фиоретти», или рапиру с защитным острием в виде бутона цветка (мушки). С этого времени стало развиваться фехтование преимущественно оружием. Одновременно возникает расхождение между французской (более прогрессивной) и итальянской (более консервативной) школами фехтования.
18 век стал периодом окончательного становления профессиональной французской школы классического фехтования. Французы отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и перенос (купе), использовали атаки с действием на оружие, разработали тактику боя и создали ряд учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах и шпагах завоевывает главенствующую роль во всех европейских странах.
В 1776 году француз Ля Буасье изобрел фехтовальную маску. Она устранила возможность ранения лица и создала условия для дальнейшего развития техники и тактики учебного фехтования. Позднее фехтование в большей мере стало носить педагогическую направленность как средство для развития духовных и физических качеств. Фехтование вводится и преподается как обязательный предмет в военных учебных заведениях, университетах и гимназиях многих европейских стран. В 19 веке начинают развиваться соревновательные формы фехтования, спортивные турниры и международные турниры, прежде всего между французами и итальянцами.
В начале 19 века французы усовершенствовали технику владения легким оружием. Несмотря на прогрессивность французской школы фехтования, в ней до 20 века сохранился ряд недочетов. Так, французкие учителя фехтования рекомендовали боевую стойку с отклонением туловища назад и перенесением тяжести тела на левую ногу, прямое положение туловища на выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для смягчения силы укола. Итальянская школа фехтования в 19 веке переняла некоторые положительные стороны от французов, но также имела ряд недостатков. К ним относились: излишне выпрямленная вооруженная рука на рапире и шпаге, чрезвычайно широкая боевая стойка и короткий выпад.
В большинстве европейских стран в 18-20 веках фехтование стало средством боевой подготовки регулярных войск. В пехоте получили распространение разнообразные колющие и рубящие штыки, сабли и легкие шпаги, в кавалерии — пики, сабли и тяжелые палаши. В России «рапирная наука» была введена в дворянских военно-учебных заведениях по указу Петра I в 1701 году. Первые открытые соревнования по фехтованию в России были проведены 1778 году в школе Фишера. В 1908 году в Петербурге была открыта Главная гимнастическо-фехтовальная школа, которая готовила преподавателей фехтования.
В настоящее время в мире распространены следующие виды фехтования: спортивное, национальное, спортивно-прикладное, сценическое.
Правила ведения спарринга
Место
Поединки фехтовальщиков проходят на дорожке (или поле боя) длиной 14 м и шириной 1,5-2,00 м со специальной разметкой в виде проходящей посередине (перпендикулярно дорожке) центральной линии, двух линий исходной позиции (расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии), а также боковых и задних границ дорожки;
С каждой стороны дорожки — по всей ее ширине — выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Оружие
Фехтовальное оружие состоит из клинка, рукоятки и гарды (металлический щиток/дужка на рукоятке, защищающие руку спортсмена);
На острие клинка крепится специальный защитный наконечник;
Соревнования по спортивному фехтованию проводятся на трех видах оружия;
Рапира — колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка);
Шпага тоже относится к колющему оружию, но имеет более жесткий трехгранный клинок, более крупную по размерам гарду (13,5 см в диаметре — так как в бою шпажистов уколы в руку засчитываются) и больший вес — до 770 гр.;
Сабля — современная облегченная версия кавалерийского клинка (трапециевидного сечения);
Удары гардой запрещены: за подобные удары начисляются штрафные очки.
Поражаемая поверхность
Поражаемая поверхность — это часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки;
В поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса);
Голова, руки и ноги в нее не входят;
В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются;
Поражаемая поверхность в поединке шпажистов — все тело (исключая затылок);
У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка);
Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом — в отличие от поединка рапиристов — не останавливается;
В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, — в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой).
Фиксация ударов
Удары фиксируются электрофиксаторами;
При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность;
Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола;
Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол — в случае, если он был нанесен с нарушением правил;
После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются — за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.
Поединок
Поединки на саблях и рапирах носят условный характер и строятся на так называемом праве атаки: нападение соперника должно быть отбито прежде, чем начнется ответное действие;
Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, — соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие атакующего (или контратакующего), считается защищающимся;
При одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший (или защитившийся и нанесший ответный удар — в случае, когда противник проводит повторное нападение): в отличие от поединка шпажистов, в бою на рапирах и саблях взаимные уколы не засчитываются;
Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли);
Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04-0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора;
При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).
Ход поединка
Перед началом поединка (а также второго и третьего раунда — и дополнительной минуты) соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком;
Поединок начинается и возобновляется по команде судьи;
Поединок продолжается до тех пор, пока не последует команда «стой!»;
В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними;
В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы;
Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков.
Хронометраж
В поединке фехтовальщиков хронометрируется «чистое время», т. е. временные промежутки между командами судьи к началу (продолжению) и остановке боя.
Победитель
Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка);
При ничейном — к моменту окончания боя — счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола;
Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.
Судейство
В состав судейской бригады входят: рефери (или руководитель боя), судьи-ассистенты, хронометристы, «счетчики» и пр.;
Перед началом боя рефери проверяет амуницию участников, наличие маркировки исправности оружия и защитной экипировки. Он контролирует ход поединка, подавая определенные команды и жесты участникам, засчитывает уколы, назначает наказания в случае нарушений и т. д.;
Судьи, располагающиеся с разных сторон площадки, помогают рефери.
Нарушения
Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения — в сторону нарушившего спортсмена;
Если он допустил заступ позади себя, ему присуждается штрафной укол;
Штрафной укол следует и в том случае, когда фехтовальщик допустил нарушение, не позволившее сопернику нанести укол (в правилах специально оговариваются допустимые приемы защиты);
Может быть и не засчитанный укол (если он был нанесен сопернику со «сменой руки», т. е. с перекладыванием оружия из одной руки в другую, или с каким-то другим нарушением);
Правилами предусмотрены и другие технические и дисциплинарные ограничения, несоблюдение которых карается соответствующим образом;
Не допускается атака бегом, намеренный контакт телом, толчок соперника, поворот к нему спиной, удар оружием по поверхности площадки, защитные и атакующие действия свободной рукой;
Запрещено снимать защитный наконечник с оружия, пытаться чинить оружие и совершать какие-либо иные действия с ним без предварительного разрешения судьи;
Нельзя самовольно покидать площадку до окончания боя, снимать маску, пока не последует команда «Стой!», и т. д.;
При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (а также за некоторые дисциплинарные нарушения, даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол;
Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка;
В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется.
О технике и тактике
Атакующие и оборонительные действия в фехтовании отличаются большим разнообразием, что связано с различием как в конкретных их целях, так и в используемых при этом приемах. Например, выделяют атаку ответную, повторную, обоюдную и на подготовку, простую и комбинированную атаку и т.д.
Любой фехтовальный бой – это, прежде всего, взаимодействие клинков соперников с множеством тонких, хитроумных движений и приемов, что принципиально отличает фехтование от единоборств с применением тяжелых видов оружия. Если невозможна прямая атака, необходимо «нейтрализовать» оказавшееся на пути оружие соперника, например, используя перенос (нападение с обведением острия неприятельского клинка). Точно так же ликвидировать угрозу со стороны противника можно не только уклонением, но и силовым воздействием на его клинок, например, отбивом.
Поражаемая поверхность делится условно на сектора, ограниченные горизонтальной и вертикальной линиями, которые пересекаются в центре гарды. Сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным. Соответственно, положения оружия, направленного в сторону противника, имеют определенные номерные обозначения и в целом подразделяются на верхние позиции и защиты и нижние позиции и защиты.
Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д.
Помимо отличного владения оружием, не менее важно для фехтовальщика умелое и своевременное маневрирование на площадке. Настоящего мастера отличает, говоря фехтовальным языком, «острое чувство дистанции» и умение точно рассчитать ее оптимальную глубину и при атаке, и в защите. Так, недостаточная глубина защиты серьезно затрудняет ее, а чрезмерная – лишает возможности нанести быстрый ответ. Строгое соблюдение безопасной дистанции не должно превращаться в «отрыв» от противника.
Тактика в фехтовании не сводится к выбору и применению определенных приемов в той или иной ситуации, а подразумевает и построение поединка в целом. При этом такие тактические характеристики боя, как ближний или дальний, наступательный или оборонительный, маневренный или позиционный, скоротечный или выжидательный, могут относиться и к отдельному его эпизоду, и к всему поединку, и к индивидуальной манере участников.
У командных соревнований своя специфика. От спортсмена требуется не только высокая техника, но и чувство локтя, а также особая выдержка (с психологической точки зрения сложнее всего вести первый и последний поединок в командном матче). В фехтовании даже существует понятие «командный боец».
|