Реферат


Разработка специализированной компьютерной
системы рельсовой диагностики

Содержание

1. Введение

2. Рельсовая диагностика

3. Проблема обхода заданных дефектных участков

4. Экспертная диагностика проблемных участков

5. Выводы

6. Литература

Введение

В настоящее время существует ряд проблем безопасности движения поездов, связанных с диагностикой технического состояния рельсов. Ежегодно железнодорожная отрасль Украины обеспечивает перевозку более 300 млн.т. грузов и около 500 млн. пассажиров. И именно на нее приходится 85,1 % грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 54,5% пассажирооборота. В связи с необходимостью более полного удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров, в частности увеличения пропускной способности и скорости перевозок в XXI веке с особой остротой возникает проблема всестороннего совершенствования работы железнодорожного транспорта, в частности за счет увеличения качества пути.


Актуальность

Оптимальное планирование сроков контроля средствами дефектоскопии и разработка наилучшего маршрута проверки дефектных участков позволит отчасти справиться с проблемой диагностирования рельсов, т.к. максимально улучшит сроки диагностирования участков и уменьшит время диагностирования пути.


Цели и задачи

Целью магистерской работы является разработка специализированной компьютерной системы, которая будет включать в себя следующие модули:

  • Система поддержки принятия решений для диагностики железнодорожного участка для составления оптимальной периодичности конт роля пути;
  • Программа обхода заданных диагностируемых пунктов для оптимизации маршрута дефектоскопирования и качественного уменьшения времени контроля дефектных участков.
  • Предполагаемая научная новизна

    Новизной в данном проекте является решение задачи проверки остродефектных участков как частного случая задачи коммивояжера с дополнительными ограничениями на направленность маршрута и количество проверяемых участков, а также разработка нового алгоритма оптимизации маршрута дефектоскопирования требуемых участков. Также в контексте магистерской работы будет впервые реализована задача автоматического расчета периодичности проверки дефектных участков рельсов с помощью системы поддержки принятия решений.

    Планируемые практические результаты

    Разработка и внедрение программ для определения периодичности контроля рельсов средствами диагностики позволит автоматически формировать планы проверки диагностируемых участков пути через определенные интервалы с учетом изменяющихся статистических данных. Программа обхода заданных диагностируемых пунктов для оптимизации маршрута дефектоскопирования, позволит качественного уменьшить время контроля дефектных участков, ускорит процедуру составления графика проверки железнодорожных участков в дистанциях пути.

    Рельсовая диагностика

    Рельсовая диагностика дефектоскопными вагонами (рис.1а) организуется по графикам, утверждаемым начальником службы пути, а дефектоскопами (рис. 1б.) - по графикам, утверждаемым начальником дистанции пути.

    Вагон-дефектоскоп         Дефектоскопная тележка
    а)         б)

    Рисунок 1 - а) Вагон-дефектоскоп; б) Дефектоскоп

    Периодичность проверки рельсов дефектоскопными вагонами и дефектоскопами определяется состоянием рельсов, выходом их из строя по дефектам, характером развития дефектов, состоянием пути, условиями его эксплуатации и другими местными особенностями. Проверку рельсов производят дефектоскопами и визуально с применением молоточка, зеркала, щупа, лупы. При визуальной проверке признаками дефекта может служить: местное уширение или уменьшение головки (рис.2а.), выщербины (рис.2б.) и темные полосы на поверхности катания, краснота под головкой, тонкие трещины на верхней или боковой грани головки, ржавые или темные полосы в сопряжении шейки с подошвой (рис.2в.).

    Уменьшение головки рельса         Выщербина на головке рельса         Ржавые полосы в сопряжении шейки с подошвой
    а)                                            б)                                            в)

    Рисунок 2 - а) Уменьшение головки рельса; б) Выщербина на головке рельса; в)Ржавые полосы в сопряжении шейки с подошвой

    График и периодичность проверок учитывают условия эксплуатации, состояние рельсов, а также характер дефектов, частоту их возникновения и др. Начальник дистанции пути, его заместитель, старший дорожный мастер систематически проверяют качество работы дефектоскопов, а начальник службы пути, его заместитель или главный инженер не реже одного раза в квартал - работу вагона-дефектоскопа.

    При проверке рельсов дефектоскопом необходимо знать, что при проходе лыжи искательного устройства над болтовым отверстием и зазором стыка в телефонах слышны звуковые сигналы определенной продолжительности. Эти сигналы дефектоскопист должен хорошо отличать от звука большой продолжительности и другого тона при трещине в стыковой зоне. Обязателен повторный наезд на место, где возник сигнал, и осмотр рельса в этом месте. Нужно учитывать, что звуковые сигналы иногда бывают ложными из-за попадания песка и грязи под лыжи и при повторном наезде они могут не повторяться. Если поверхность катания загрязнена, то ее перед повторной проверкой очищают наждачной бумагой. Отверстия для стыковых соединителей также могут вызвать сигнал, но при плотно забитом штепселе сигнал не получится. Раковины, дефекты проката на подошве рельса дают устойчивые показания дефектоскопа.

    В последнее время для проверки рельсов все более широкое распространение получают рельсовые дефектоскопы различных типов. Необходима специальная система в наблюдении за рельсовым хозяйством: при низких температурах более частые осмотры рельсов, в том числе за счет сокращения сроков между проверками рельсов дефектоскопными средствами. Каждый обнаруженный рельс - дефектный или остродефектный - механик записывает в рабочий журнал и сообщает о нем под расписку дорожному мастеру или бригадиру, а по окончании проверки рельсов на отделении результаты передает в дистанцию пути.

    Проблема обхода заданных дефектных участков

    В современных условиях развития железнодорожного транспорта одной из важных задач является уменьшение эксплуатационных расходов при безусловном обеспечении безопасности движения. В путевом хозяйстве особое внимание уделяется текущему содержанию пути и непосредственно неразрушающему контролю рельсов и стрелочных переводов, которые периодически проверяются дефектоскопными средствами (мобильными и съемными).

    В настоящее время работу съемных дефектоскопных средств и маршрут контроля рельсов и стрелочных переводов составляется специалистов в дистанции пути, поэтому влияние человеческого фактора очень велико и не всегда составленный маршрут является оптимальным. С целью эффективного использования рабочего времени существует необходимость внедрения автоматизированной системы составления маршрута обхода заданных дефектных участков или пунктов.

    Данную задачу можно решить с помощью модифицированного алгоритма коммивояжера, в котором можно будет задать направленность маршрута и количество проверяемых участков (с указанием конкретного пункта) (рис.3.).


    Рисунок 3 - Модифицированный алгоритм коммивояжера(анимация: объем – 4 КБ, размер – 550x400, количество кадров – 14, задержка между кадрами – 30 мс; задержка между последним и первым кадрами – 100 мс; количество циклов повторения – 7)

    Задача коммивояжера считается классической задачей генетических алгоритмов [6]. Она заключается в следующем: путешественник (или коммивояжер) должен посетить каждый из базового набора городов и вернуться к исходной точке. Имеется стоимость билетов из одного города в другой. Необходимо составить план путешествия, чтобы сумма затраченных средств была минимальной. Поисковое пространство для задачи коммивояжера - множество из N городов. Любая комбинация из N городов, где города не повторяются, является решением. Оптимальное решение – такая комбинация, стоимость которой (сумма из стоимостей переезда между каждыми из городов в комбинации) является минимальной.

    Задача коммивояжера – достаточно стара, она была сформулирована еще в 1759 году (под другим именем). Термин «Задача коммивояжера» был использован в 1932г. в немецкой книге «The traveling salesman, how and what he should to get commissions and be successful in his business», написанную старым коммивояжером.

    Задача коммивояжера была отнесена к NP-сложным задачам. Существуют строгие ограничения на последовательность, и количество городов может быть очень большим (существуют тесты, включающие несколько тысяч городов).

    Кажется естественным, что представление тура – последовательность (i1, i2, … , in), где (i1, i2, … , in) – числа из множества (1 … n), представляющие определенный город. Двоичное представление городов неэффективно, т.к. требует специального ремонтирующего алгоритма: изменение одиночного бита может повлечь неправильность тура.

    В настоящее время существует три основных представления пути: соседское, порядковое и путевое. Каждое из этих представлений имеет собственные полностью различные операторы рекомбинации.

    Экспертная диагностика проблемных участков

    В целом можно сказать, что планирование сроков контроля рельсов основано на анализе статистических данных об их фактическом состоянии, научных исследованиях на экспериментальных участках и разработке на их основе алгоритма определения сроков диагностики рельсов на различных участках железных дорог (с различными техническими характеристиками).

    Разработка периодичности в настоящий момент выполняется вручную специалистами железной дороги. Она не учитывает ряд серьезных факторов, которые непосредственно влияют на скорость развития дефектов в рельсах и, соответственно, могут учитываться при оптимизации интервалов между проверками состояния рельсов и минимизации затрат на диагностики. Именно эти данные мы добавим в расчет периодичности, для получения более точного промежутка проверки диагностируемого участка ультразвуковыми дефектоскопами.

    Объектом исследования является диагностируемый участок пути, а именно две его составляющие: основной металл рельсов и сварной стык.

    Рельсы [8](от мн. ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка, изобретены древними римлянами, начальная ширина между ними составляла 143,5 см.) — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование (рис. 4а.).

    Сварной стык [9] (рис. 4б.) - соединение металлических элементов, осуществляемое с помощью сварки. Все что не относиться в рельсе к сварному стыку, принято считать основным металлом рельса. Именно в нем образуется наибольшее количество острых дефектов, поэтому основной металл необходимо проверять чаще, чем сварной стык.

    Рельс         Сварной стык
    а)         б)

    Рисунок 4 - а) Рельс; б) Сварной стык

    Также существует понятие бесстыкового рельса (бархатный путь) [10] (рис. 5.) – это рельсовый путь со сваренными сплошь стыками. Преимущества такого пути заключаются в том, что он уменьшает износ подвижного состава, подвергающегося в стыках ударным (динамическим) воздействиям, предотвращает расстройство верхнего строения пути, обычно возникающее в стыках, уменьшает основное сопротивление движению поезда, сокращает расходы по содержанию пути.

    Бархатный путь
    Рисунок 5 - Бархатный путь

    Мы должны установить базовую и рекомендуемую периодичность проверки диагностируемого участка пути на основе заданных в программе факторов.

    Факторы влияющие на периодичность контроля приведены ниже:

  • информация о выходе (изъятии из пути) остродефектных (подлежащих немедленной замене в день обнаружения) рельсов за определенный статистический промежуток времени (обычно за 12 прошедших месяцев);
  • грузонапряженность контролируемого участка железной дороги по итогам за истекший год (измеряется в миллионах тонн перевезенного по рельсам участка груза на километр в год);
  • суммарный пропущенный тоннаж по рельсам (измеряется в миллионах тонн брутто);
  • скорость движения поездов на участке (чем выше скорость, тем выше интенсивность выхода остродефектных рельсов);
  • наличие поверхностных дефектов и повреждений в эксплуатируемом пути;
  • состояние пути по результатам путевых измерений (фактической оценке ряда динамических параметров пути, таких как ширина колеи (шаблон), уровень нитей пути (перекосы и просадки), нелинейные ускорение за счет изменения устойчивости пути);
  • тип рельса (легкий или тяжелый).
  • Использование параметров скорости движения поездов, оценки состояния путеизмерителем и наличия поверхностных дефектов нецелесообразно, т.к. их влияние минимально. Предпочтительно пользоваться базовыми значениями фактов. А вот учет этих параметров при разработке периодичности диагностики основного металла рельсов даст более точное значение в отличие от базовой периодичности.

    Может использоваться в дистанциях пути и в лабораториях дефектоскопии, а также получить дальнейшее развитие в составлении оптимального графика проверки участков пути и необходимого количества ультразвуковых дефектоскопов и операторов дефектоскопных тележек.

    Одним из видов структуризации правил и фактов является представление информации в виде дерева решений.

    Метод дерева решений (decision trees) [3] является одним из самых популярных методов решения заданий классификации и прогнозирования. Иногда этот метод Data Mining также называют деревьями решающих правил, деревьями классификаций и регрессии. Как видно из последнего названия, с помощью данного метода решаются задачи классификации и прогнозирования. Если зависимая, т.е. целевая переменная приобретает дискретное значение, то с помощью метода дерева решений решаются задачи классификации. Если же зависимая переменная приобретает непрерывное значение, то дерево решений устанавливает зависимость этой переменной от независимых переменных, т.е. решает задачу численного прогнозирования.

    Таким образом, деревья решений – это способ представления правил в иерархической, последовательной структуре, где каждому объекту отвечает единый узел, который выдает решения. Под правилом понимается логическая конструкция, которая представлена в виде «если… то…». Впервые деревья решений были предложены Ховилендлом и Хантом (Hoveland, Hunt) в конце 50-х годов прошлого столетия. Первая и самая известная работа (Hunt, E.B.), Мерина (Marin J.) и Стоуна (Stone, P.J), в которой рассматривается суть дерева решений – «Эксперименты в индукции» («Experiments in Induction») – была опубликована в 1966 году.

    Дерево решений состоит из следующих частей:

  • корня дерева;
  • ветвей дерева;
  • внутренних узлов (узлы проверки);
  • вершины дерева (узлы решения).
  • В результате прохождения от корня дерева до его вершины (листьев) решаются задачи классификации, т.е. выбирается один из классов. В нашем случае мы выбираем не класс, а решение по заданному правилу (проходит через каждый уровень дерева решений от корня до вершины).

    Выводы

    В ходе выполнения научно-исследовательской работы был изучен объект компьютеризации, определены пути его автоматизации; рассмотрены и проанализированы системы планирования маршрута грузовых перевозок, сформулированы их недостатки и обоснована необходимость разработки новой системы; проанализированы методы нахождения оптимальных маршрутов. Сформулирована математическая постановка задачи определения оптимальной периодичности проверки диагностируемых участков с помощью алгоритма дерева решений.

    Литература

    1. Экспертные системы. Принципы разработки и программирование./ Джозеф Джарратано, Гари Райли – «Вильямс»; 2007. с. 1152 .

    2.
    Введение в искусственный интеллект./ Ясницкий,.Н.- М.: Академия; 2005 г.. с. 176.

    3. Самоучитель по экспертным системам.
    Интернет-ресурс. Режим доступа - URL: http://sapr.mgsu.ru/biblio/ex-syst/Glava9/Index6.htm

    4. Лысюк В. С., Бугаенко В. М. Повреждения рельсов и их диагностика. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2006.

    5. Портал искусственного интеллекта.
    Интернет-ресурс. Режим доступа - URL: http://www.aiportal.ru/articles/expert-systems/confidence-factor.html

    6. Обобщённая задача коммивояжёра для определения рациональных маршрутов поставки.
    Интернет-ресурс. Режим доступа - URL: http://econference.ru

    7. Улучшение характеристик и повышение надежности рельсов.
    Интернет-ресурс. Режим доступа - URL: http://www.css-rzd.ru/zdm/2005-03/04195.htm

    8. Рельс.
    Интернет-ресурс. Режим доступа - URL: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Рельс&stable=1

    9. Бесстыковый путь.
    Интернет-ресурс. Режим доступа - URL: http://ru.wikipedia.org/Бесстыковой_путь

    10. Сварной стык.
    Интернет-ресурс. Режим доступа - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/7425


    *При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Дата окончательного завершения работы: декабрь 2011 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.