О недостатках нашей системы образования в последнее время не говорит только ленивый. Но давайте сравним системы образования других стран с нашей и выявим ее сильные и слабые стороны. Мной были проанализированы рассказы нескольких наших бывших сограждан, уехавших на постоянное место жительства в другие страны и получивших образование в местных технических ВУЗах. С другой стороны я опираюсь на собственный опыт обучения в высшем учебном заведении Украины.
Причиной выбора темы послужил тот факт, что я часто видел проблемы в нашей системе образования. И я надеюсь, что эта работа сможет хоть как то поспособствовать их исправлению.
Рассмотрим системы образования Чехии, Сербии, Англии и США.
В чешских университетах отсутствует такое деление по специальностям, как у нас. Студенты поступают на определенное отделение (информатика, математика, физика и т. п.). На отделении есть несколько программ (аналог наших кафедр). Например, на информатике это «теоретическая информатика», «программирование» и «базы данных». Для каждой программы есть список обязательных предметов, большой список полуобязательных и свободных предметов. Обязательные предметы студент обязан сдать все, по полуобязательным необходимо набрать определенное число кредитов (обычно нужно сдать 3-4 предмета из 12), свободные предметы изучаются по желанию.
Система образования кредитная. Это значит, что каждый студент, чтобы перевестись на следующий семестр, должен набрать какое-то количество кредитов за семестр. Обычно это число соответствует где-то 40 часам учебной нагрузки в неделю — 1 час занятий в неделю равен одному кредиту. Кредиты начисляются за сданный экзамен или зачет (если у предмета не предусмотрен экзамен). Кредитов можно набраться «про запас» — сдать кучу экзаменов в первые несколько семестров.
Для сдачи каждого предмета дается три попытки. Если после трех попыток студент предмет не сдал, он может себе его записать еще на следующий год и у него опять будет три попытки. Итого 6 попыток на сдачу каждого предмета.
С другой стороны, если человек не сдал предмет, который был обязательным, за 6 попыток — то его исключают из университета. Или если не набрал достаточное количество кредитов — исключают тоже. Исключают тут быстро, четко и без проблем. Впрочем, у тех, кого исключили, есть возможность поступить снова и засчитать себе автоматом те предметы, которые были сданы на «отлично» и «хорошо».
Посещение лекций и проработок не является обязательным. Смотрят лишь на результат экзамена, а не на посещаемость.
У большинства предметов постоянно меняется программа, чтобы не отставать от прогресса.
Сербская система образования похожа на нашу, но за некоторыми исключениями.
Бакалавриат состоит из трех лет обучения, 6 семестров. Магистратура – 2 года. В каждом семестре по 5 предметов. Содержание профильных предметов обновляется на 30% каждый год, чтобы не отставать от прогресса.
На каждом предмете есть профессор, который ведет лекции, и ассистент, который ведет практику, принимает/проверяет домашние задания и т.п. Соответственно каждый предмет разбит на две части. Как правило, практика идет сразу же после лекций. Но на некоторых предметах практика смешана с лекциями. Так же иногда профессор может быть и ассистентом. В определенные часы, любой преподаватель доступен в скайпе для консультаций. Вопросы можно оставлять и на форуме факультета.
На факультете действует система баллов. Чтобы закрыть предмет, надо набрать более 51 балла, при чем большая часть должна быть за экзамен, иначе предмет не засчитывается.
15 баллов начисляются за еженедельные тесты. Тест может принести от 0,1 до 1 балла. На некоторых предметах тесты бывают лишь раз в три недели.
22,5 балла — за домашние задания. Их так же может быть 5 или 15. Срок сдачи — одна неделя, после чего оценка падает наполовину.
25 баллов — проект. Срок сдачи — 10 дней до экзамена. На математике вместо проекта — колоквиумы.
7,5 баллов — активность на лекциях и практике.
30 баллов — экзамен. Математика письменно, английский письменно, часть предметов — на компьютерах в форме теста, часть — на компьютерах в форме задания или нескольких.
Непосещение лекций или практики карается -0.5 баллами. Один пропущенный день соответственно равен -1 баллу. В неделе 4 рабочих дня, в один день идет два предмета.
Каждый студент имеет универсальную студенческую карту, которая является одновременно пропуском, студенческим и читательским билетами, зачетной книжкой. Кроме того студенту создается учетная запись, с помощью которой он может авторизоваться на компьютере в любой аудитории и почтовый ящик. На сайте университета студенты под своей учетной записью получают доступ к учебным материалам, видят список заданий по преподаваемым предметам, могут смотреть свои оценки за лабораторные и курсовые работы. Есть даже возможность устроить чат с другими студентами и преподавателем.
Через сайт для студентов открыт доступ в электронную библиотеку, имеется возможность бронировать места на предстоящие студенческие мероприятия и делать много других вещей, имеющих отражение в реальной жизни.
Ходить на лекции абсолютно необязательно, а уж тем более что-то на них писать. Нет проверок конспектов и допусков к экзамену по результату посещений. Знания измеряются во время экзамена и по факту сдачи семестровых работ.
Обычно весь материал лекций есть в электронном виде. Он доступен всем студентам на сайте университета с самого начала семестра (каждому студенту доступен только материал тех предметов, которые у него ведутся). Перед тем, как собраться на лекцию, можно прикинуть, о чём пойдёт речь, и решить не ходить, либо, наоборот, подготовить какие-нибудь вопросы по теме.
За предмет можно получить не 3, 4 или 5, а от 0 до 100 баллов. Студент аттестуется, если набирает от 50 баллов, иначе предмет ему не засчитывается, и нужно ещё раз пройти его в следующем году. Финальный балл высчитывается не только по результатам экзамена, но и включает в себя оценки за курсовые и лабораторные работы. Например, 25 из 100 баллов могут составляют оценки за лабораторную (максимум 10) и курсовую (максимум 15). Остальные 75 добавляются по результатам экзамена.
В Штатах используется кредитная система образования. Это означает что каждый предмет является независимым субъектом, который можно учить вне контекста и без каких-либо привязок к остальным предметам. Каждому предмету присваивается определенный «вес», который зависит от часов проведенных в классе за неделю. Средний «вес» предмета — 3 часа (кредита). Для того чтоб получить диплом нужно успешно сдать все требуемые по специальности предметы и набрать определенное количество часов (кредитов).
Оценка проделанной работы в течении семестра проходит по 100-бальной (процентной) системе. Таким образом, если правильно ответить на 100 из 100 вопросов в тесте/контрольной/экзамене — то это 100 баллов. Каждый тест/контрольная/экзамен имеет свой вес при определении финальной оценки. Например все домашние работы могут составлять 10% от финальной оценки, а последний экзамен — 40%. Таким образом оценивание проделанной работы зависит не только от знания всех 200 билетов на экзамене, но и от равномерной работы в течении всего семестра.
По процентным результатам всего семестра ставится буквенная оценка,: А(90%-100%), В(80%-90%), С(70%-80%), D(60%-70%). Так же существуют полубаллы в виде плюсов (+) и минусов (-).
Каждой буквенной оценке присваивается балл, который используется при расчете успеваемости, стипендии и среднего балла для диплома. «А» соответствует 4.0, «А-» = 3.7, «В+» = 3.3, «В» = 3.0 и т.д.
Чтобы рассчитать средний балл нужно взять сумму произведений всех баллов на кредитный «вес» предметов, и разделить на сумму всех баллов. Например, если я получил «А» по предмету «весом» 3 кредита, «С» по предмету «весом» 4 кредита и полностью провалил (ноль баллов) какую-нибудь физкультуру весом 2 кредита, то средний балл будет (4*3+2*4+0*2)/(3+4+2)= 2.22, а не 2.0 как при среднем арифметическом.
Посещение университета не является обязательным. Так как система обучения кредитная, то единственное на что смотрят при выдачи диплома — это наличие наработанных кредитов за обязательные предметы. При каждом учебном заведении есть консультанты, которые бесплатно помогут каждому желающему подобрать расписание по вкусу, наличии свободного времени и денег.
По причине такой свободы действий, полностью отсутствует такое понятие как «группа». Так как даже те, кто поступил на одну и ту же специальность в одно и то же время, могут иметь кардинально разные расписания, то вероятность того что два человека когда-либо встретятся в более чем одном классе очень мала.
1. Как мы можем видеть, программа обучения в Чехии и Сербии постоянно меняется, чтобы соответствовать динамике профессии. Напротив, украинская программа по большей части является безнадежно устаревшей. Например, всего полгода назад мне необходимо было сдавать лабораторные работы, которые должны были быть написаны на Delphi. Хотя данная платформа является морально устаревшей и невостребованной на рынке, и было бы намного логичнее заменить ее, например, на современную Qt.
2. В США, Англии и Чехии посещение университета не является обязательным. Во-первых, данная практика приучает студентов к самоконтролю, что является очень важным навыком в дальнейшей жизни. Во-вторых, это подстегивает студентов к самостоятельному изучению материалов, что более эффективно для развития профессиональных навыков, чем простое переписывание и заучивание конспектов.
Приобретение таких знаний, которые затем не могут быть приложены к делу и не дают никаких конкурентных преимуществ в свете глобальных постиндустриальных трансформаций, могут привести к тому, что украинское общество попадет в тупик, в котором единственным реальным будущим Украины — территория для размещения вредных индустриальных производств с дешевой рабочей силой.
3. В Сербии, Англии и США более объективная система оценивания, основанная на работе студента во время всего семестра. По оценкам студента можно реально судить о его знаниях, в отличие от Украины, где честно работавший в семестре студент и студент, просто вызубривший все билеты могут получить одинаковые оценки.
4. В университетах Сербии и Англии более гибкое взаимодействие студентов и преподавателей, чем в Украине. В Украине нельзя пообщаться с любым преподавателем в Skype или онлайн-чате.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что наша система образования действительно является устаревшей и нуждается в обновлении. Необходимо обновлять учебные планы через определенные промежутки времени, чтобы подстраиваться под рыночные реалии. Стоит наладить оперативный контакт преподавателей и студентов, поощрять студентов заниматься самообучением.
- Анаркава Л. Как учат информатике в Европе (и в Чехии в частности) // Хабрахабр [Электронный ресурс] - 2010. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/blogs/study/90529/
- Полиантес Д. Обучение it-специалистов в Сербии // Хабрахабр [Электронный ресурс] - 2011. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/blogs/study/130824/
- Качкаев А. Подход к образованию по-английски // Хабрахабр [Электронный ресурс] - 2010. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/blogs/edu_2_0/90509/
- Рюмшин М. Как учат в США // Хабрахабр [Электронный ресурс] - 2010. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/blogs/study/90537/