ДонНТУ   Портал магистров

Танец — это маленькая жизнь

«Танец — самое возвышенное, самое трогательное и прекрасное из искусств, потому что это не просто выражение или отвлечение от жизни, это сама жизнь» Хавелок Эллис

Танец — это движение, а движение — это жизнь. Танец — это страсть, чувство, забвение, биение твоего сердца и ритм твоего пульса, это твоя правда и твоя ложь — «тела никогда не лгут». Как и всё остальное искусство, он может быть провокационным, скандальным...

Танец

Более 10 лет своей жизни я отдала хореографии. Занималась эстрадной хореографией в коллективе.  Вместе мы посетили различные страны, а также многие города Украины, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Завоевывали множество призовых мест и гран-при.

В мире существует множество прекрасных танцевальных стилей и направлений. У каждого из них свои цели, своя красота и свои особенности. И все они востребованы. Разные люди в разных танцах ищут удовлетворения своих целей, желаний и даже амбиций. Кто-то хочет связать с этим свою жизнь. Для кого-то это просто хобби. Женщины начинают танцевать, чтобы почувствовать себя женственными и желанными. Все ищут яркие эмоции и находят их именно в танце. Кто-то начинает танцевать чтобы нравиться, удивлять, быть красивым. Кто-то увлекается танцем, так как в нём есть сентиментальность, возвышенность, одухотворенность, грациозность и красота. Кто-то любит шик, блеск, сверкание, роскошь, музыку, ритмы, веселье. Кто-то любит экстравагантность, эпатаж, необычность, странность, эксперимент, новаторство, поиск, исследование, творчество. Кто-то любит эмоциональность, экспрессивность, темперамент, риск, экстрим. Танец —  маленькая жизнь! Танец  — песня души, радости и боли. Как однажды сказала Мата Хари: «Танец – поэма, а все движения в нем — слова.» Думаю, танцем каждый рассказывает свою историю, не похожую ни на одну другую.

«Танцор верит, что его искусство может сказать нечто такое, что невыразимо ни словами, ничем другим, кроме танца… Бывают моменты, когда простое достоинство движения заменяет целые тома слов...» Дорис Хамфри [1].

Танец2

История танца

В отличие от прочих видов человеческой деятельности, танец нечасто оставлял четко идентифицируемые материальные свидетельства, способные просуществовать тысячелетия, подобно каменным орудиям, охотничьему снаряжению или пещерной живописи. Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что ещё до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.

Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой.

Очень часто танцы использовались в качестве довольно мощного орудия для массового внушения и сильной манипуляции людьми. Из самых ярких примеров подобных плясок можно выделить ритуальные па шаманов и африканские танцы. Сочетание ритма музыкальных инструментов (в основном ударных) и темпа танцевальных движений, которые очень плавно усложнялись и ускорялись, производило очень сильное воздействие на участников данного ритуала. Подобные хореографические композиции использовались для введения людей в состояния транса для достижения просветления и массовой релаксации.

С развитием человечества развивался и танец, ведь он был неотъемлемой частью жизни. С созреванием понятий социума и культуры набор движений обретал «форму», концепцию, наполнялся смыслом и гармонией.

Развитие танца в разных культурах

Каждая культура имела свое понятие танца, его предназначение и содержание. К примеру, хореографические композиции японского и китайского народов отличались изяществом и особым ритмом. Каждое движение имело свое смысловое значение, а танец в общем можно сравнить с искусством начертания иероглифов. В Европе танцы имели композиционный характер и воплощали в себе гармоничное целостное сочетание движений солиста и ансамбля. В отличие от индонезийской хореографии, в основе коего лежат фиксированные строгие па, индийское танцевальное искусство насыщено плавными движениями, которые выражают настроение и различные чувства. Стоит отметить, что индийские танцы считаются самыми древними. По преданию индуистского верования божество Шива, исполняя прекрасный танец, превратил всеобщий хаос во Вселенную.

От первобытных движений до современной хореографии

История современного танца началась с появления рок-н-ролла в 50-х годах. Этот вид танца создал настоящий переворот в обществе. С его появлением изменились стиль одежды, манера поведения и даже моральные принципы молодежи. Рок-н-ролл представляет собой сочетание музыки, в которой переплелись европейские и африканские мотивы, и танцевальных движений, где прослеживается некая агрессивность, сложные поддержки и небрежное отношение к партнерше.

Танец

Современный рок-н-ролл

Очень многие считали этот вид хореографии порочным и неприемлемым для порядочных людей. Но, несмотря на это, рок-н-ролл дал хороший толчок для зарождения и развития огромного количества новых видов танцев, которые и сейчас пользуются большой популярностью [2].

Современные эстрадные танцы

В последнее время современный танец пользуется все большей популярностью. Хотя еще совсем недавно мы даже не подозревали, что существует такое разнообразие современных стилей и направлений. А всего несколько лет назад все танцы в современных ритмах назывались эстрадными.

Современная эстрада — вид сценического искусства, который включает в себя разнообразные жанры вокальной и инструментальной музыки, хореографии, театра, цирка и т. д. Современное танцевальное представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или нескольких артистов. Своими корнями эстрада восходит к выступлениям средневековых бродячих артистов и представлениям в балаганах. Другим ее источником считают дивертисменты — дополнительные сцены (развлечения), которые в ХVII–XVIII ст. вводились между действиями музыкального или драматического спектакля. В них исполнялись арии из опер, отрывки из балетов, народные песни и танцы.

Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности — либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения.

Отличительные черты эстрадного танца

Основные характеристики эстрадных номеров — легкая приспособляемость к различным условиям; кратковременность и концентрированность художественно — выразительных средств. Жанровые разновидности эстрадного танца можно попытаться классифицировать по применяемой в них технике: классический, пластический, ритмический (чечетка, степ), акробатический или бытовой танец. Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.

Разновидности эстрадных танцев:

• акробатический танец с наметившимися внутри него тенденциями тематического разнообразия — героики, лирики, гротеска;

• классический танец, почти смыкающийся виртуозностью поддержки с акробатическим;

• сюжетно-характерный танец (его иногда называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);

• народный танец, как сольный, так и массовый, решенный по схеме построения эстрадного танца;

• военная пляска — массовая и сольная, построенная на элементах пантомимы, народных танцевальных движений и строевых упражнениях, исполняющихся на народную и военную музыку;

• массовые танцы герлс, основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняющихся под джазовую музыку;

• ритмические танцы, или «танцы в временных ритмах», вобравшие в себя приемы чечетки, степа, бытового и бального танцев [3].

 

Обзор аналогичных разделов магистров прошлых лет

Тема xореографии так же интересует следующих магистров:

 

1.     Шевченко Надежда Юрьевна - Танец — это движение, движение — это жизнь

2.     Петренко Татьяна Юрьевна - Хореография - смысл жизни

3.     Перелыгина Надежда Вячеславовна - Современные танцы

4.     Заворотнева Елена Юрьевна - Искусство танца

5.     Тузова Ольга Александровна - Классический танец

 

Список источников

1.     Танец – это жизнь. [Электронный ресурс] // Режим доступа:

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/thisworld/801482.html

2.     История танца. [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.letopis.info/themes/dancing/zarozhdenie_tantsa.html

3.     Современные эстрадные танцы. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bekasovschool.com.ua/2010-06-28-13-54-07