Искусство фотографии
Введение
Фотографию создает не фотоаппарат, а фотограф.
Фотография – это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства. Для фотографа стоит важная задача увидеть кадр и построить его по своему стилю, при этом учитывая некоторые правила съемки: правильное кадрирование, правило «золотого сечения» и другие.
Виды и жанры фотографий
Существует большое количество видов и жанров фотографии. Далее подробнее о каждом с примерами снимков моего авторства.
Примечание: прикреплены миниатюры фотографий со ссылкой на оригинальный размер в социальной сети Вконтакте.
1) Ломография (пленочная фотография)
Ломография – это жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов. Ломография подразумевает запечатление момента без оглядки на традиционные критерии качества документальной фотографии. Кажется, что пленка «умерла», но есть фотографы все еще предпочитающие использование фотоаппаратов с ее использованием.
2) Цифровая
Цифровая фотография – относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера DCS 100 была выпущена в 1990 году компанией Kodak.
3) Мобильная
Мобильная фотография называется мобильной
потому, что вы за считанные секунды готовы сделать внезапный кадр события рядом с вами. Кажется, что данный вид вытеснил фотографии цифровые, потому что мобильный телефон достаточно компактный в своем использовании и его можно спокойно взять с собой, при чем с мегапикселями не меньше, чем на зеркальном фотоаппарате.
4) Портрет
Портрет – это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, скульптуры, графики, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
5) Натюрморт
Натюрморт (фр. nature morte – мёртвая природа
) – изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
6) Пейзаж
Пейзаж (фр.Paysage, от pays – страна, местность) – жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
7) Фотоохота
Фотоохота (англ. Wildlife Photography) – вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях. Объединяет в себе три аспекта:
- спортивный;
- познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии в которой документальность рассматривается как основное требование;
- художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства – в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов.
8) Макросъёмка
Макросъёмка – вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:2 – 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует 2 – 0,05 сантиметрам объекта). Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка – это принцип формирования увеличенного изображения. Объектив создаёт действительное увеличенное изображение объекта съёмки на любом светочувствительном материале – фотоплёнка, фотопластинка, фотобумага, киноплёнка или на электронном устройстве. Для фотографирования более мелких объектов с помощью оптического микроскопа применяется микрофотография.
9) Предметная
Предметная фотография – жанр фотографии, использующийся в рекламе для демонстрации внешних характеристик рекламируемого продукта – его дизайна, конструкции и значимых элементов. Исходя из задачи, проводится фотосъёмка товара, предметов или ассортиментных групп, объединенных в кадре общей композицией. Достигаются максимально выигрышные ракурсы, убедительно говорящие
о важных функциональных свойствах товара и его отличиях от конкурентной продукции. При необходимости используется дополнительное оборудование и специальные приспособления – предметный стол, макрообъектив, поляризационные фильтры, бестеневой куб, различные источники света и цветные фоны. При съёмке фотограф обязательно должен убрать блики и лишние отражения, подчеркнуть объем, глубину и фактуру предметов.
10) Репортаж
Репортаж – сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа – необязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа репортер меняет профессию
), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются, а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж – жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.
11) Архитектурная
Архитектурная фотография, архитектурная фотосъёмка – жанр фотографии, фотосъёмка архитектурных сооружений (зданий и их комплексов, мостов и т. п.). Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей. При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания, отделки, скульптур и элементов декора.
Архитектурная фотосъёмка может производиться для художественного воспроизведения объекта. В этом случае точность может быть принесена в жертву художественной выразительности, максимального воспроизведения характерных черт города, страны, эпохи. Особенности архитектурного стиля могут быть подчёркнуты соответствующим выбором точки съёмки, правильным ракурсом, характером освещения.
12) Аэрофотосъёмка
Аэрофотосъёмка – фотографирование территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата, установленного на атмосферном летательном аппарате (самолёте, вертолёте, дирижабле и пр. или их беспилотном аналоге). Полученные при аэрофотосъёмке снимки особенно применимы в картографии, при определении границ землевладений, видовой разведке, археологии, изучении окружающей среды, производстве кинофильмов и рекламных роликов и др.
13) Подводная фотография
Подводная съёмка – кино- и фотосъёмка различных объектов, находящихся под водой. Как правило, происходит с применением специального водонепроницаемого оборудования, или с помощью обычного фотоаппарата или кинокамеры, помещаемых в бокс для подводной съёмки или в мягкий водозащитный чехол.
Профессиональные съёмки ведутся с использованием нескольких осветительных приборов с автономными источниками питания, средств установки аппаратуры на грунте или подводном аппарате, средств подводного транспортирования аппаратуры и средств связи между операторами. Современное оборудование даёт возможность снимать и на глубинах, самому человеку недоступных, благодаря использованию средств дистанционного управления.
14) Светографика (фризлайт)
Светографика (англ. light graphic) или лайтпейнтинг (калька с англ. light painting – рисование светом) – стиль фотосъёмки, техника рисования светом. Общее правило – длительная выдержка в экспозиции.
Методы светографики:
1. Метод статической отрисовки.
Монокомпозиция. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.
Мультикомпозиция. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.
2. Метод динамической отрисовки.
Перемещающийся свет. Рисование с помощью источников света (световыми мечами) всевозможных импровизации в пространстве. Используется для заполнения фоновых плоскостей и для стилизации светополотна. Пример: всевозможные надписи, орнаменты, украшения.
Перемещающаяся плоскость отрисовки, световой сдвиг (СС). Это способ прописывания светового следа сдвигаемой плоскости.
Размывание. Движение направленного света для убирания фактуры и деталей. Способ подходит для сглаживания элементов композиции. При движении светового луча размывается граница света-тени.
Искажения и преломления. Результаты такого метода достигаются с использованием статической отрисовки и отражающих поверхностей. Приёмы получения такого изображения очень напоминают СС, но результаты зависят от форм отражённых предметов.
Все вышеперечисленные методы являются лишь частями единого процесса. Они как самостоятельны, так и прекрасно сочетаемы друг с другом.
Мой личный опыт фотографирования
Уже не помню с чего началось то, что я начала фотографировать, но это было с 2011 года. И начала снимать в основном на цифровой фотоаппарат Canon PowerShot A620, а иногда и на мобильный телефон, ведь как говорят шедевры создает не камера, а фотограф
. Вначале снимала только в режиме Авто
и, знаете, даже тогда получалось неплохо, по моему мнению. Но спустя какое-то время я открыла для себя совершенно новый уровень – режимы Макро
и Ночная съемка
, а следом и Ручной режим
. Смотрела различные видео, статьи в основном только для того, чтобы узнать какие-то нюансы (как снимать на длинной выдержке, некоторые советы по ретуши, правильное позирование для портретной съемки и др.), также просматривала работы других людей, чтобы воплощать их кадры, но по-своему. На одном из начальных курсов университета мне удалось поучаствовать в нескольких Фотоконкурсах: один конкурс черно-белой фотографии и второй был к 95-летию ДонНТУ. Достойных участников было много, поэтому мне занять призовое место к сожалению, не получилось. Но я не отчаялась и продолжила фотографировать.
Все это время я снимала только на цифровик и о профессиональной зеркальной камере могла только мечтать. До тех пор, пока спустя 8 лет не купила зеркальный фотоаппарат модели Canon 650D с объективом 18-55mm.
Как вы уже, надеюсь, поняли, меня привлекают многие жанры фотографии, поэтому портфолио очень разнообразное.
И напоследок главный совет как начинающим фотографам и фотолюбителям, так и профессиональным фотографам: снимайте, снимайте и еще раз снимайте!
Ну и в конце хочу поделиться еще с другими некоторыми своими работами (приложены миниатюры фото со ссылками на оригинальный размер).
Ссылки на подобные работы магистров ДонНТУ:
- Барабанов Дмитрий – Жанры фотографии
- Лямина Ольга – Мой опыт фотографирования
- Попченко Дарья – Рисование светом
- Степанова Анастасия – Мой опыт в фотографии
- Черниченко Елена – Профессиональная фотосъемка
- Билык Никита – Фотография и рисунок
- Томенко Сергей – Фотограф
- Суркова Анастасия – Пейзажная фотография
- Мартосенко Алина – Фотография
- Узун Владислав – Фотография
- Пахомов Михаил – Макросъемка