Менеджмент в современных футбольных клубах
Введение
Связь с футболом в моей жизни началась с самого детства. Для меня этот вид спорта является приоритетным при отдыхе в свободное время. Поэтому в данном разделе я бы хотел рассказать о направлении менеджмента в современных спортивных реалиях.
Футбол, как вид спорта, который регулярно развивается и видоизменяется, больше не заслуживает к себе отношения как к простому спортивному состязанию с эмоциональной составляющей для масс. Футбол давно требует эстетического переосмысления! Искусство вбирает в себя такие аспекты как зрелищность, эстетическая осмысленность, воспитательная роль, свой предметный мир. Также в искусстве присутствует творческое игровое начало. Все это, конечно, применимо к футболу. Этот вид спорта, как самый зрелищный из спортивных игр, может вызывать исключительные по накалу переживания. Не зря к футболу стала применима театральная терминология - «премьера», «драматизм» и пр.
Футбол = искусство
Описывая встречу двух команд, обращаем внимание на то что первая предлагает высокотехничную тактику с отточеными перемещениями, а вторая играет на результат. Такая игра как правило выглядит скучной за счёт защитной расстановки второй 5-3-2. И болельщику она неинтересна, так как футбол уже перестал интересовать только результатом. Матч воспринимается уже как спектакль, как особый вид театра. Особенность спектаклей в этом театре в непредсказуемости, спонтанности действа. Если в обычный театр зритель идет на знакомое представление, то в спортивном театре всегда есть элемент неизвестности, что придает ему остроту. В сочетании со своеобразной красотой, пластикой, мастерством, личным обаянием участников, динамикой матч-спектакль занимает особенное место. В этом театре, как и в театре обычном, классическом, есть свои актёры, свои статисты, свои примы.
Футбольный матч наиболее близок именно к театральному представлению особенно тем что главные в них - личности, к ним приковывается интерес зрителя, к носителям определенных качеств, не высказанных, но выраженных в движении, пластике, стиле, драматизме. И чем значительнее личность, тем сильнее эстетическое и драматическое воздействие на публику. Что театр, что матч - и то и другое зрелище, творимое актёром или спортсменом.

Источник: Ссылка на материал
Футбол, да и любой вид спорта позволяет проявлять творчество, самовыразиться, раскрыться. Но бывает так, что раскрывшись человек обнажает бессодержательнось, пустоту. И это не ускользает от зрителя, а в искусстве от слушателя или читателя. Здесь, наверное, и кроется тайна обаяния, когда, самовыражаясь, творец раскрывается как интересная, сложная натура. Все это происходит на уровне интуитивного восприятия, но тем не менее зритель угадывает за творчеством и широту, и размах, и удаль, и безудержный карамазовский. Футбол, как и спектакль создают главные роли. Людей, играющих главные роли вносят в залы славы, о них помнят, действа с их участием показывают на праздники, передают из уст в уста, восхищаются из поколения в поколение. Допустим, обожая и футбол и кино, вспоминая к примеру Эдуарда Стрельцова или Андрея Миронова, понимаешь, что эти люди творцы из разных, но таких похожих областей. И тот и другой творили, и были причастны к созданию шедевров киноискусства и искусства футбола. Так почему кино может называться искусством, а футбол нет?
Оптимизация доходов футбольного клуба
Применительно к бизнесу экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата и расходов или ресурсов, затраченных на его достижение. Как и любой бизнес, футбольный оценивается через его финансовые результаты, то есть разницу между всеми полученными от деятельности доходами и осуществленными в процессе функционирования расходами.
Оптимизация связана с увеличением выручки футбольного клуба, которая поступает из трех основных источников: выручка в день проведения матчей (доходы от продажи билетов, включая абонементы; продуктов питания; атрибутики); продажа прав телетрансляций матчей команды; средства, получаемые от иной коммерческой деятельности (например, поступления от спонсоров).Также футбольный клуб может зарабатывать на продаже игроков. Дополнительный источник дохода может обеспечить и собственный стадион (при наличии), где помимо домашних матчей могут проводиться культурно-зрелищные мероприятия (выставки, концерты). Кроме того,на территории современного стадиона сегодня обязательно строятся объекты коммерческой недвижимости (офисы, торговые центры, гостиницы). Актуально также расширение розничной торговли (ритейла) посредством открытия фирменных магазинов на территории стадиона или в непосредственной близости от него.
Совершенствование инфраструктуры футбольного клуба
Известно, что основой коммерческого благополучия и эффективной деятельности любой спортивной организации является собственный современный стадион. Это обуславливается тем, что при наличии собственного стадиона отсутствует необходимость внесения арендной платы спортивным клубом сторонним организациям за право пользования их активами. Наличие собственного стадиона – это и возможность ежедневного и разностороннего использования инфраструктуры клуба (например, проведение любительских и корпоративных футбольных турниров, организация культурно-зрелищных мероприятий и т.д.).
Работа с болельщиками и их объединениями
Болельщики являются основными потребителями спортивно-зрелищных услуг. Предоставление этих услуг – основной источник доходов футбольных клубов, поэтому работа с болельщиками – одно из главных направлений развития организации. В этой связи актуален опыт работы футбольного клуба (ФК) «Локомотив». Так, в целях активизации и координации работы с болельщиками ФК «Локомотив» разработана система клубных карт, позволяющая посещать южную трибуну (фан-зону) на дерби и выездные матчи клуба; участвовать в различных акциях, розыгрышах призов и приглашений на клубные мероприятия; получать билеты на матч сборной России из специальной квоты; пользоваться скидками и акциями в клубных магазинах. Для болельщиков предусмотрено также участие в программе лояльности РЖД Бонус; получениеспециальных предложений от партнёров «Локо». На стадионе «Локомотив» имеются сектора для разных социальных групп (VIP-ложи; школьный, студенческий и семейный секторы).Для привлечения потребителей физкультурно-спортивных услуг ФК «Локомотив» проводит на территории своего стадиона различные культурно-зрелищные мероприятия, экскурсии по стадиону и созданному музею спортивного клуба и т.д.
Следует также обратить внимание на ряд способов привлечения болельщиков на стадион: посредством организации детских чемпионатов по футболу, анкетирования и агитации детей и их родителей (т.е. привлечения детской и подростковой аудитории), посредством взаимодействия с корпоративными клиентами.
Разработка маркетинговой стратегии футбольного клуба
В основе стратегии маркетинга лежат пять стратегических концепций: выбор целевых рынков; сегментация рынка;выбор методов выхода на них; выбор методов и средств маркетинга;определение времени выхода на рынок.
Каждому футбольному клубу необходимо иметь свою стратегию, создание которой проходит несколько этапов. На первом этапе проводится исследование рынка (выявление реальных и потенциальных потребителей услуг клуба); выявление проблеми рекомендаций по их устранению. Исследование рынка предполагает изучение конкурентной среды (наличие клубов-конкурентов);оценку возможностей клубов-конкурентов (инфраструктурной составляющей, количества болельщиков, качества и цен предлагаемых услуг). На основе полученной информации проводится сопоставление возможностей клуба и клуба-конкурента по различным характеристикам, анализ конкурентных преимуществ клуба. На втором этапеопределяются маркетинговые цели клуба.Третий этап предполагает оценку ресурсов и возможностей клуба, которые предусмотрены на реализацию данных целей. Формирование проекта стратегии проводится на четвертом этапе. Дополнительно устанавливается перечень проблем, с которыми придется столкнуться при реализации стратегии, и определяются базовые варианты их разрешения. На пятом этапепринимается окончательный вариант стратегии и план действий по ее реализации.
Активное применение Интернет-технологий
Тенденция информатизации общества связана с увеличением доли населения в возрасте 15-72 лет, использовавшего персональный компьютер, а также доли населения, имевшего доступ к сети Интернет, и направлена на повышение уровня удовлетворенности потребности населения в информационных услугах и продуктах. Поскольку в настоящее время происходит стремительный рост пользователей Интернета и существует множество самых различных социальных сетей и сервисов (коммуникационных,новостных,блоговых и т.д.), то руководству футбольного клуба необходимо более эффективно выстраивать свою коммуникационную деятельность и взаимодействие с пользователями посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Что касается футбольного клуба, то он должен сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы клубу высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положения в спорте. Актуальными направлениями развития клубного футбольного менеджмента, по данным исследования, являются: оптимизация доходов футбольного клуба, совершенствование спортивной инфраструктуры, активизация работы с болельщиками и их объединениями, разработка маркетинговой стратегии, эффективное выстраивание коммуникационной деятельности и, взаимодействия с потребителями услуг посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Современные IT-технологии применимы во многих сферах и направлениях нашей жизни, к ним можно отнести и футбол. В его настоящем проявлении все больше и больше стараются вводить автоматических систем контроля за происходящем на поле. Поскольку я непосредственно вовлечен в мир технологий и разработки, мне достаточно интересно следить за шагами, которые будут вводиться для развития моего любимого вида спорта.
Я постарался в данном разделе описать этот вид спорта с разных сторон: через эмоциональную и эстетическую, а так же со стороны применения бизнес процессов и форм менеджмента. Таким образом хочется отобразить многогранность футбола, которая подкупает многих людей.
Ссылки на подобные работы магистров
- Матулевский Денис Александрович
- Горбунов Руслан Игоревич
- Шелудяков Иван Юрьевич
- Тузлуков Сергей Геннадьевич