Бизнес-образование: психология потребителя

Автор: Глуханюк Н.С. (профессор, зав. кафедрой теоретической и экспериментальной психологии, директор института психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбург)

Источник: Доклад на II-й Конференции "Маркетинг компании на рынке бизнес-образования и консалтинга"

Большинство предлагаемых программ, услуг и продуктов рассчитаны на мало изученную в нашей стране социально-профессиональную группу предпринимателей. Причем в реальной жизни предпринимательство уже стало философией управления, способом мышления, образом поведения.

Предпринимательство – сложная сфера профессиональной деятельности, требующая не только специального экономического образования, но и специальных способностей, мотивации, личностных качества, причем в особом сочетании и выраженности. Поэтому продвижение бизнес образовательных программ на рынок невозможно без знаний психологических особенностей их потребителей.

Данные эмпирических исследований и наблюдения свидетельствуют в пользу высоких возможностей современных бизнесменов, но, в то же время и о постоянной потребности их выявления, а также о способах и средствах активизации. Одной из немногих институциализированных образовательных форм, не только создающих условия для развития личностных возможностей, но и заявляющих эту деятельность как целевую, является бизнес образование. Проблема заключается в выявлении особенностей специфической социально-профессиональной группы как основного потребителя бизнес образования.

Анализ исследований психологических характеристик предпринимателей позволил нам установить, что качества предпринимателей изучаются в экономической и психологической интерпретации в контексте успешности деятельности, с превалирующей опорой на данные зарубежных авторов и их теоретические предпочтения. Причем набор характеристик имеет устойчивую повторяемость: мотивация достижений, интернальный локус-контроля, склонность к риску, что составляет инвариантную часть психологического портрета предпринимателя. Делаются попытки типологизировать предпринимателей, которые характеризуются субъективным выбором оснований. Объектом большинства работ являются студенты и представители менеджмента, что не позволяет однозначно экстраполировать полученные данные на социально-профессиональную группу предпринимателей. К тому же просматривается определенный концептуальный волюнтаризм в выборе исследовательских планов и методов, а также проявляются стереотипы исследователей по отношению к предпринимателям.

Бизнесмены и менеджеры это самодостаточные амбициозные люди, которые не стремятся быть объектами изучения. Поэтому эксперимент проводился в образовательных учреждениях – Урало-Сибирском институте бизнеса и Институте управления и предпринимательства Уральского государственного университета (г. Екатеринбург). В нем принимали участие слушатели программ МВА, онтоменеджмента, директорских курсов, всего 238 человек. Все участники данных образовательных программ занимаются предпринимательской или управленческой деятельностью в Уральском регионе.

В качестве контрольной группы выступали предприниматели и управленческие кадры, не проходившие подготовку по данным образовательным программам. В работе использованы известные стандартизированные психодиагностические инструменты.

Исследование позволило выделить состав характеристик предпринимателей и отличительные особенности собственников и менеджеров.

Характерными особенностями психологического портрета собственников бизнеса являются хорошо развитая интуиция; выраженные познавательные потребности и стремление к профессиональному росту; потребность в самоактуализации в сфере бизнеса; выраженный интернальный локус ответственности, проявляющий сензитивность к ситуациям успеха и неудачи; ориентация на результат, а не на процесс; явное доминирование интересов и ценностных установок, связанных с работой, нежели с другими сферами жизни, направленность данных установок в будущее; сформированные рефлексивные способности, выраженная самоидентификация с бизнесом, высокие самоэффективность и уверенность в себе; развитая и адекватная система психологических защит.

Характерными особенностями психологического портрета менеджеров высшего и среднего звена выступают сочетание экстернального локуса контроля в сфере неудач и интернального в отношении решения будущих проблем; гармоничность выраженности интересов и ценностных установок в отношении работы в сравнении с другими сферами жизни; склонность рассматривать бизнес образование в качестве резерва профессионального и личностного развития; тенденция оценивать успешность профессиональной деятельности через показатели внутреннего роста, а не объективные результаты своего труда; стремление к профессиональному управлению, основанному на научных представлениях в области менеджмента, маркетинга и т.п.; стремление рассматривать профессиональные успехи в качестве следствия собственной активности.

В качестве резюме результаты сравнения психологических особенностей портрета собственников и менеджеров представлены ниже в виде отличительных и сходных характеристик.

Отличительные психологические особенности
Собственники Менеджеры
явное доминирование ценностных установок, связанных с работой в сравнении с другими сферами жизни гармоничность выраженности ценностных установок в отношении работы в сравнении с другими сферами жизни
выраженный интернальный локус ответственности сочетание экстернального локуса контроля в сфере неудач и интернального в отношении решения будущих проблем
тенденция оценивать успешность своей профессиональной деятельности через объективные критерии функционирования бизнеса тенденция оценивать успешность профессиональной деятельности через показатели внутреннего роста
развитая интуиция в сочетании со сформированными рефлексивными способностями развитые рефлексивные способности, склонность к самоанализу
Сходные психологические особенности
сфера личности:
  • целеустремленность, настойчивость в достижении цели;
  • прагматизм;
  • готовность к самосовершенствованию, актуализации своих возможностей и потенциала в целом;
  • выраженная направленность на будущее.
сфера мотивации, ценностных установок, ориентиров:
  • преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач;
  • стремление к профессиональному управлению, основанному на научных представлениях в области менеджмента, маркетинга и т.п.; выраженные познавательные потребности в сфере профессии;
  • тенденция усложнять профессиональные цели, не останавливаться на достигнутом.
сфера интеллекта:
  • способность к разумному риску, основанному на оценке ситуации, тщательном расчете, прогнозе развития ситуации;
  • способность концентрироваться на главном;
  • способность видеть ситуацию с разных сторон;
  • способность быстро усваивать новое, но только полезное в плане материальных, карьерных выгод и т.д.
сфера самосознания:
  • стремление рассматривать профессиональные успехи в качестве следствия собственной активности, влияния личных качеств.

Выраженность показателей группы слушателей образовательных бизнес программ в сравнении с контрольной группой имеет как общие, так отличительные особенности. Предприниматели обеих групп характеризуются одинаково высоким уровнем потребности в достижении, высоким интеллектом, а также лабильностью в области когнитивных процессов и явно выраженным интернальным локусом контроля.

Обнаружен и ряд отличительных особенностей. В частности, предпринимателям, проходящим образовательную программу, свойственны большая гибкость поведения, сензитивность к себе, спонтанность, контактность, креативность, принятие агрессии как естественной человеческой характеристики, а также более адекватное самоотношение. Они характеризуются меньшей жесткостью в поведении, большей склонностью к мечтательности и более низким самоконтролем поведения.

Сравнение особенностей представлений о возможностях бизнес образования в группе собственников и менеджеров представлено ниже.

Отличительные психологические особенности
Собственники Менеджеры
Бизнес образование как актуальная потребность Бизнес образование как резерв, «страховка»
Доминирование сферы профессиональных интересов Профессиональные интересы выражены, но не доминируют явно
Тенденция рассматривать успешность собственной профессиональной деятельности через успешность функционирования компании на рынке Тенденция рассматривать успешность профессиональной деятельности через внутренний план личности (приобретение профессиональных знаний, навыков, интеллектуальное развитие, совершенствование социальных навыков), а также через материальное благополучие, карьерный рост в целом, при этом не обязательно в одной компании

Обнаружено, что к окончанию процесса обучения у предпринимателей наблюдается снижение тревожности, гармонизируются эмоциональные состояния; а также уменьшается склонность к недооценке своих знаний, способностей; появляется большая осознаваемость возможности управлять собственными неудачами и меньшая сензитивность к внешним оценкам. Показатели предпринимателей качественно преобразовываются в процессе обучения от фрустрированности до самодостаточности; от ригидности и напряженности до расчетливости и высокого самоконтроля поведения.

Также следует отметить еще одну характерную особенность слушателей образовательных бизнес программ, свойственную как собственникам, так и менеджерам: ожидания слушателей успешного развития бизнеса или личной карьеры в связи с посещением бизнес курсов. Бизнес образование воспринимается как некоторое «средство от всех болезней».

В настоящем исследовании получены также данные об особенностях участников бизнес образования – мужчин и женщин. Обнаружены гендерные особенности проявления характеристик. Мужчинам-предпринимате¬лям свойственны большая интернальность, самоуверенность, склонность к нововведениям, синергия, а также напряженность, а женщинам-предприни¬мателям – большая контактность и коммуникабельность, независимость, гибкость поведения. В отношении остальных показателей ген¬дерные особенности не установлены.

Главный вывод состоит в том, что развитие, как предпринимательства, так и бизнес образования в нашей стране нуждается в научном осмыслении, эмпирических исследованиях и психологическом сопровождении не фрагментарно, а системно и систематически.