История акустической гитары
Гитара — это один из самых популярных музыкальных инструментов в мире в настоящее время. Наверное, сейчас не найдется ни одного человека в мире, который не видел данный инструмент и не слышал его звука. Звук гитары обладает звонким и ярким звучанием, также гитара занимает в основном средние частоты. Поэтому инструмент часто применяется в аккомпанементе или как сольный во многих направлениях музыки.
Желание узнать об истории данного инструмента у меня появилось из-за долгих занятий на нем. Также просмотр видео про историю гитар (The History of Guitar) подстрекнул желание разобраться в этой теме еще глубже. В видео продемонстрированы разные инструменты от предков гитары до современной акустической гитары.
Ранняя история гитары
По-сути, любая гитара — это хордофон. Хордофон издает звук за счет вибрирующей струны, натянутой между двумя точками. Первые упоминания о данном виде изделий появляются с древних времен. 3300-летний наскальный рисунок хеттского барда, играющего на струнном инструменте, является старейшим иконографическим изображением хордофона, а глиняные бляшки из Вавилонии показывают людей, играющих на инструменте, очень похожем на гитару, что указывает на возможное вавилонское происхождение гитары [1]. Также есть упоминания о хордофонах во многих средиземноморских культурах медного и бронзового века, и в истории древнеегипетской цивилизации.
Современное слово ’гитара’ возможно происходит от древнегреческого слова κιθάρα (китара). Китара — это щипковый инструмент, который на тот момент еще не имел грифа. Большинство ученных соглашаются, что инструменты, которые сыграли самую большую роль в истории гитары, были арабский уд и европейская лютня.
Предшественники в истории гитары. Семейство лютневых.
Европейская лютня
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии [2]. У лютни был изогнутый корпус, она была разных форм и размеров, имела 4 или 5 парных струн, и часто на нее играли пером. Это был популярный инструмент в течение сотен лет и перешел от египтян к грекам, а затем к римлянам, которые представили его по всей Европе.
Арабский уд
Когда мавры вторглись в Южную Испанию в 711 году нашей эры, они принесли с собой уд. У него было общее происхождение со струнными инструментами Европы, и, как и у лютни, у него был округлый корпус, хотя у него не было ладов и гриф был меньше. Как сам мавританский инструмент, так и арабский стиль игры оставили значительный след в средневековой музыке и, в конечном итоге, в истории гитары [3].
Эпоха Ренессанса и Барокко
К началу эпохи Возрождения гитара с четырьмя 4 парами струн (пары настроены в унисон) стала доминирующей, по крайней мере, в большей части Европы. Самая ранняя известная музыка для такой гитары написана в Испании XVI века. К концу эпохи Возрождения лютня эволюционировала и имела до 20 или 30 струн, но теряла популярность.
В конце концов, гитара в стиле барокко заменила лютню как наиболее часто играемый инструмент, а усовершенствования в количестве струн и в способности настраивать инструмент с помощью подвижных ладов сделали игру на ней легче, чем на ее предшественниках [3].
В италии тоже появилась гитара с пятью парами струн как и у барочной гитары, которая называлась Chittara battente. Постепенно инструменты с пятью парами струн вытеснили инструменты с четырьмя парами. Стандартный строй уже начинает формироваться: Ля, Ре, Соль, Си, Ми, как и пять верхних струн современной гитары.
Шестая пара струн был добавлен к итальянской Chittara battente в XVII веке, и производители гитар по всей Европе последовали этой тенденции. Аранжировка с шестью парами струн постепенно уступила место шести одиночным струнам, заметно, что итальянцы были движущей силой.
Появление современной классической гитары
В начале XIX века можно наблюдать формирование современной гитары. Однако корпус все еще был довольно маленьким и узким.
Современная классическая гитара обрела свою нынешнюю форму, когда испанский производитель Антонио Торрес увеличил размер корпуса и изменил его пропорции, представил революционное верхнее крепление в виде веерного узора, примерно в 1850 году. Его конструкция радикально улучшила громкость и тон инструмента, и очень скоро стала принятым стандартом. Он остался практически неизменным и неоспоримым по сей день.
Появление акустической гитары
Примерно в то же время, когда Торрес начал делать свои революционные гитары с веерным креплением в Испании, иммигранты из Германии в США, в том числе Кристиан Фредрих Мартин, начали производить гитары с крестообразным креплением. Стальные струны впервые стали широко доступны примерно в 1900 году. Стальные струны обещали гораздо более громкие гитары, но повышенное натяжение было слишком большим для верха с веерным креплением Торреса. Усовершенствованное крестообразное крепление подошло для такой задачи и быстро стало отраслевым стандартом для гитары со стальными струнами с плоским верхом.
Список источников
- Chordophone // Wikipedia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Chordophone
- Лютня // Wikipedia [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лютня
- История гитары: от акустической к электрической // learn4joy [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://learn4joy.ru/istoriya-gitary-ot-akusticheskoj-k-elektricheskoj/
Материалы магистров ДонНТУ
Тема индивидуального раздела: История создание гитарного звука
Соколенко Владислав Владимирович
Тема индивидуального раздела: Мое увлечение электрогитарой
Тема индивидуального раздела: Музыка — совершенный язык, не нуждающийся в словах
Тема индивидуального раздела: Музыкальное развитие. Игра на скрипке
Тема индивидуального раздела: Рекомендации по обучению игре на синтезаторе
Тема индивидуального раздела: FL Studio Написание современной музыки