Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Графика: тушь и перо. Основные приёмы

Описание материалов, инструментов

Рисунок тушью - всего лишь один из способов изображения предметов. И он отмечен как сложностями, так и уникальными достоинствами.

Очевидно, что для рисования тушью требуется перо и бумага. Излишне говорить, что при теперешнем богатстве выбора художественных принадлежностей для рисования не так легко подобрать то, что необходимо. [1]

В первую очередь стоит отметить, какая бумага будет наиболее подходящей для данного вида графики. Для меня наиболее подходящей стала акварельная бумага Гознак плотностью 200мг/м2 с текстурой Скорлупа. С ней легко работать, она отлично впитывает тушь и довольно стойко переносит частую работу ластиком. Так же в моём арсенале побывала пастельная бумага Tiziano Brina – чуть меньше плотность (160мг/м2), но довольно любопытная текстура, содержащая в себе мелкие ворсинки, что предает работе особый колорит, и необычный цвет (голубовато-серый).

Есть ещё такой нестандартный вариант – калька. Её плюсы: линии выходят более плавными, нежели на текстурных бумагах и удобно работать с черновиками – нужно просто приложить к черновому листу и обвести по контуру, тем самым можно обойтись без лишних стираний. Но есть и несколько минусов, таких как то, что калька не плотная, плохо впитывает тушь и её можно легко размазать. Так же калька может деформироваться от тепла руки и от пота. Последнего минуса можно избежать, если подкладывать под руку лист бумаги или же работать в хлопковых перчатках.

Тушь

Существует три вида туши:

Водостойкая тушь.

Нерастворимая после высыхания, такая тушь производится из растворимых красителей на основе шеллака. Она гуще водорастворимой туши, после высыхания образует слегка блестящие пятна и подходит для тонкой работы. При этом тушь быстро пачкается, так что кисти и перья перед использованием следует тщательно чистить (не стоит использовать перьевые авторучки). Жидкая акриловая тушь - особый вариант водостойкой туши. В отличие от туши на основе шеллака, для ее изготовления обычно используют не соединения-красители, а нерастворимые пигменты, от которых она принимает их светостойкость. Акриловую тушь не следует смешивать с тушью на основе шеллака. При высыхании тушь меньше блестит.

Водорастворимая тушь.

Неводостойкая тушь не содержит шеллак, а ее сухое пятно можно размыть водой. Такая тушь впитывается в бумагу сильнее своих водостойких аналогов и становится матовой после высыхания. Ее широко используют для лессировок поверх водостойкой туши.

Жидкая акриловая тушь и жидкая акварель.

Акриловая тушь становится водонепроницаемой после высыхания, а основные ее цвета являются светостойкими. Ее можно использовать и как тушь на основе шеллака, но не стоит смешивать с последней. Жидкая акварель бывает разных цветов, но, как и обычная акварель, она может поблекнуть на ярком свету.[2]

И пара слов об инструментах

Есть перья для письма, а есть перья для рисования. Перо для письма по сравнению с обычным, для графических работ, имеет более широкий наконечник. Существует множество различных классификаций перьев в зависимости от типа письма или рисования, но, в общем, их можно разделить на 3 большие группы – ширококонечные (плакатные), остроконечные, и рондо (со скруглённым кончиком)[3]

В своих работах я использую несколько остроконечных перьев и одно рондо, по причине того, что последнее имеет всегда одинаковую толщину линии вне зависимости от нажатия на него (это требуется не часто, например, чтобы сделать ровный контур вокруг персонажа), а остроконечные разняться толщиной кончика. Так же для перьев у меня есть 2 деревянных держателя.

Перья,которые я использую в работе(слева на право): Hiro Leonardt №700, Hiro Leonardt №41, Lieno Leonardt №40, Leonardt №300, Rondo 3/4

Коробочка для перьев Leonardt Victorian Style из нержавеющей стали

Перья Lieno Leonardt №40 и Rondo 3/4 в деревянных держателях

Не стоит забывать о том, что перья требуют ухода в процессе работы: их периодически нужно протирать сухой тряпочкой или салфеткой, дабы удалить излишки туши. А после окончания работы следует аккуратно промыть и вытереть.

Подходы и техники

Техник исполнения тушью довольно много. Самая распространенная техника рисования пером – штриховка. Различают параллельную штриховку, зигзагообразную, перекрестную. Также для передачи объема используют изогнутые линии. При этом для полноты передачи рисунка комбинируют толщину штриха.

Виды штриховок (Источник: Demiart.ru)

Отдельно следует отметить точечную технику исполнения. Это самая трудоемкая работа с тушью. Объем в рисунке достигается посредством тоновой растяжки от светлого к тёмному, плотности нанесения и диаметра точек.

В работе с кистью используют заливку. При заливке закрашиваются формы и элементы рисунка сплошным равномерным слоем. Могут использоваться как сплошной цвет, так и полутона.

Так же различают технику нанесения белой туши на черную бумагу. С помощью ручки, кисти или пера высвечивают детали и формы на заранее подготовленной черной поверхности.

При использовании индийских или китайских чернил применяется техника негатива. На толстый картон наносится черной тушью форма, а затем острым предметом вскрывается белый цвет. Таким образом, прорисовываются детали рисунка.[4]

Примеры собственного стиля.

Из выше причисленных техник я чаще всего использую параллельную или перекрёстную штриховку, иногда сочетая с акварельными карандашами с имитацией китайской туши, что даёт довольно интересный, на мой взгляд, эффект. В своих иллюстрациях я придерживаюсь одной цветовой палитры – серый, белый, чёрный, иногда добавляя, для контрастности и атмосферности или же когда того требует моя идея (а может заказчик), золотую гуашь и немного акварели, чтобы задать настроение в работе.

Ниже приведены мои работы с использованием техники тушь-перо.

Ая и мистер Снуффалз. Формат: 21х29,7см. Материалы: тушь-перо, акварельная бумага "Гознак" 200мг/м2

Wings of inspiration. Формат:42х59,4см. Материалы:тушь-перо, акварельный карандаш с имитацией китайской туши Derwent Inktense(Neutral Grey), золотая гуашь, ватман 200мг/м2

Портрет. Формат: 20х22,5см. Материалы:тушь-перо, пастельная бумага Tiziano Brina 160мг/м2

Demon Huntress. Формат: 18,5х27,5см. Материалы:тушь-перо, пастельная бумага Tiziano Brina 160мг/м2

While your lips are still red. Формат: 18х26см. Материалы: тушь-перо, золотая гуашь, акварель Faber-Castell, акварельный карандаш с имитацией китайской туши Derwent Inktense(Neutral Grey), акварельная бумага "Гознак" 200мг/м2

Список источников

  1. Карл Глассфорд. Рисунок пером и тушью.[Электронный ресурс]
  2. Перья, чернила и тушь.[Электронный ресурс]
  3. Рисованье тушью. Про инструменты.[Электронный ресурс]
  4. Особенности рисования и техники исполнения тушью.[Электронный ресурс]

Обзор аналогичных тем магистров прошлых лет

  1. Попова А. Н. Изобразительное искусство

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2016 г.

  2. Лунтовская А. А. Живопись в моей жизни

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2015 г.

  3. Куринная М. О. Живопись

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2014 г.

  4. Личканенко И. С. Живопись и графика в моей жизни

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2013 г.

  5. Никуленко Е. Д. Творчество в моей жизни

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2011 г.

  6. Костецкая Г. Ю. Масляная живопись

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2010 г.

  7. Быкадорова О. Н. Мое хобби — рисование

    Описание: Персональный сайт на портале магистров ДонНТУ, индивидуальный раздел, 2010 г.